А как все было на самом деле? Личный опыт создания онлайн-курса

14.06.2018

Когда около двух лет назад поступило предложение создать онлайн-курс на основе одного из курсов нашей кафедры (китайской филологии), я, честно говоря, была категорически против. И не я одна. Оно и понятно: мы привыкли работать с крошечными группами, фактически «настраивая» каждого студента, как музыкальный инструмент. Что же в итоге склонило чашу весов? В интернете я наткнулась на группу, которая была посвящена самостоятельному изучению китайского с помощью некой телепередачи, прямо скажем, оставляющей желать лучшего. Я увидела, что огромное количество людей жаждет знаний, но на начальном этапе им бывает сложно отличить качественный контент от некачественного, а интернет пестрит ресурсами, некоторые из которых скорее вредят, чем помогают. Так родилась идея создать курс китайского языка для начинающих. Хочу подчеркнуть, отнюдь не с целью вытеснить профессиональное востоковедческое образование, а из желания помочь тем, кто интересуется языком, но не знает, как реализовать этот интерес.

Было ли страшно браться? Не то слово! Что такое для меня занятие со студентами? Это опыт, помноженный во многом на навык, но всегда приправленный долей экспромта, попытка найти индивидуальный подход к каждому из учащихся, это отдача и горящие глаза студентов. Здесь же всё не так. Ты не видишь аудиторию по ту сторону экрана, не представляешь, кто все эти люди, сколько им лет и с каким багажом они приступили к занятиям, а потому не можешь предвидеть все нюансы, чтобы предоставить как можно более полный материал, потому что некоторые вещи кажутся очевидными и в аудитории никогда не вызывали вопросов. Однако лично мне интересно было взглянуть на тот курс, который я читаю уже много лет, под иным углом, представить какие-то нестандартные объяснения и увидеть результат.

Было ли сложно создать курс? Снова ответ «да». Причём в случае с курсом -китайского сложно было не столько придумать, сколько собрать воедино все фрагменты курса, похожего на лоскутное одеяло, даже не мне, а команде профессионалов, работавшей над курсом. Приходилось проверять и перепроверять, вносить исправления, снова перепроверять. Процесс казался бесконечным, но постепенно начали проступать очертания того, ради чего мы всё это затеяли. Хочу отметить следующее: как бы сложно ни было, автор курса получает колоссальную поддержку, с ним работают настоящие энтузиасты, но при этом не любители, а профессионалы. Моя благодарность безгранична: без них идея не воплотилась бы в жизнь, оставшись лишь сценарием на бумаге.

Было ли тяжело, когда процесс запустился? Думаю, вы уже знаете, что я отвечу. Да. Несмотря на то что всё было проверено и перепроверено сотню раз, то и дело находились мелкие «блохи», которых срочно приходилось отлавливать. Некоторые вещи делались буквально наощупь, поскольку непонятно было, можно ли вообще реализовать подобное в рамках онлайн-курса.

 

Но постепенно маховик завертелся, и внезапно курс перестал быть просто безликим проектом, он ожил. Слушатели начали активно писать на форуме, они хвастались прописями, рассказывали о себе, задавали множество вопросов, делились какими-то полезными находками. Благодаря их замечаниям курс стал меняться буквально на ходу. К примеру, уже после запуска родилась идея нового раздела, изначально не предусмотренного программой курса. Мне захотелось, чтобы те, кто корпит по другую сторону экрана, не сдавались, чтобы они увидели хоть какие-то результаты своего труда на практике, поэтому решено было добавить раздел с говорящим названием «Я могу», и он ожидаемо вызвал большой интерес у слушателей. В этом разделе каждую неделю появлялись небольшие тексты для перевода, а через неделю на форуме открывалась ветка, в которой давался перевод текста. Нужно было видеть искреннюю радость людей, только-только начавших погружаться в китайский, когда у них «сходился ответ». Это дорогого стоит, поверьте!

Итак, три раза «да». И страшно, и сложно, и тяжело. Значит ли это, что создавать онлайн-курсы не нужно? Нет! Для меня было откровением, сколько людей хотят учиться, и это люди совершенно разных возрастных категорий, разных национальностей, разных профессий, из разных уголков не просто нашей страны, а мира. У педагога есть шанс сделать чью-то жизнь более насыщенной, привить интерес к тому предмету, которому он посвятил, как бы высокопарно это ни прозвучало, жизнь. Банальный совет, но не могу не озвучить его: не подходите к созданию онлайн-курса формально. Если курс создан «для галочки», увы, это сразу видно. Общайтесь со слушателями, уделите время их вопросам, и вы почувствуете отдачу, несмотря на то что не видите глаз аудитории.

Что я могу напоследок пожелать слушателям онлайн-курсов? Учитесь! Неважно, сколько вам лет и какое у вас образование. Вокруг столько всего интересного! Иногда крайне жаль, что в сутках всего двадцать четыре часа. Не бойтесь взяться за что-то новое, о чём вы, возможно, давно мечтали, но не знали, как подступиться. В китайском есть выражение 千里之行始于足下, буквально оно значит «поход в тысячу ли начинается с первого шага». Важно сделать этот пресловутый шаг, отбросив страх, и не сдаваться при первых же трудностях. И ещё: не стесняйтесь задавать вопросы. Нет ничего зазорного в том, чтобы прояснить непонятный момент сразу, пока он не превратился в проблему. Удачи и терпения!

Автор статьи Наталья Николаевна Власова, старший преподаватель кафедры китайской филологии, и.о. начальника методического отдела ЦРЭОР СПбГУ