«Креативная коммуникация: методы и инструменты»

29.10.2018

«Креативная коммуникация: методы и инструменты». Профессор кафедры дизайна Лола Г.Н. рассказывает о новом онлайн курсе

Новый курс
Курс «Креативная коммуникация: методы и инструменты» – это второй курс, созданный мной вместе с дизайнером Татьяной Александровой. Я разработала контент, Татьяна – презентацию. Разумеется, курс – это результат работы большого коллектива. Я благодарна своим студентам – магистрантам кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ: Ардак Муканова сделала анимацию для презентации, Алена Стаськова – арт-объект, практически, весь первый курс магистратуры участвовал в съемках. И, конечно, все наши идеи смогли стать реальностью благодаря профессионализму и творческому потенциалу сотрудников ЦРЭОР СПбГУ.

Как создать новое
Этот курс, как и первый – «Дизайн-методология: управление вдохновением» – посвящен креативным технологиям, но совсем иного порядка. «Креативные коммуникации» о том, как создавать принципиально новое – идеи, теории, технологии, объекты, среды, события и т.д. Откуда вообще берутся новые идеи и решения, если мы неизбежно опираемся на уже сложившийся опыт? В каких точках можно оторваться от этого «багажа» и переместиться в иные ментальные пространства? Каким должен быть изначальный замысел, способный привести нас к новому, а значит неожиданному для нас самих результату? Вот основные вопросы этого курса.

Почему креативная коммуникация?
Потому что создать новое – значит прежде создать себя нового, изменить сознание. Здесь само слово подсказывает: со-знание можно обрести (и изменить) только вместе – во взаимодействии, в процессе, в движении. Креативная коммуникация – это путь исследователя и создателя. Надо научиться делать карту такого пути, который явно не тропа, а «сад расходящихся тропок», заложить в нее случайности и сбои, без которых не вырваться из шаблона, и при этом не потеряться в этой головокружительной вселенной. Сам курс представляет собой такую карту, но неочевидным образом.

Курс сделан как лабиринт
Онлайн курс должен быть создан как тренажер тех навыков, умений, способностей, о которых он рассказывает. Если учишь развивать креативное сознание, нельзя давать материал привычным образом. Моя задача – не облегчить участь слушателя ясной структурой и последовательным изложением, а, напротив, заставить его «продираться» сквозь информацию, структурировать ее, самому искать путь к «центру лабиринта». Только в этом случае он сможет изменить свое сознание, а не приобрести «сумму знаний» о том, как это делается.

Онлайн образование: новая форма или новое содержание?
Новая форма актуализирует новое содержание. Онлайн курсы не должны копировать аудиторные курсы, это бессмысленно, потому что онлайн открывает невероятные возможности. Конечно, не все они сразу становятся доступны. Первый курс сделан очень традиционно, но во втором уже чувствуется авторская свобода. В любом случае, создание онлайн курса – это возможность для преподавателя иначе взглянуть на свой материал и педагогическую практику. Я очень благодарна Университету за новый, необыкновенно интересный и полезный опыт.