Актуальные проблемы истории русской журналистики. Часть I
Автор: Кругликова Ольга Сергеевна
Курс содержит: 3 аудиолекции
О курсе
Курс лекций знакомит слушателей с основными вехами развития русской периодики в XVIII–XIX веках, этапами формирования системы СМИ советской и постсоветской России. Становление системы массовой коммуникации всегда тесно взаимосвязано с общественно-политическими процессами в стране и мире, поэтому в курсе лекций отражены элементы исторического контекста, которые оказали существенное влияние на специфику отечественной журналистики, и вехи биографии значимых для русской журналистики исторических персонажей. Материал лекций структурирован по хронологическому принципу и охватывает период от Петровской эпохи и первых печатных изданий в Российской Империи до эпохи перестройки, гласности и демократизации общественной жизни России 1980–1990-х годов. Курс адресован студентам российских вузов, обучающимся по направлениям и специальностям социально-гуманитарного цикла, в том числе иностранным студентам, а также всем, кто интересуется историей русской литературы и журналистики.
01
Зарождение русской журналистики. Петровские «Ведомости»
Рукописным предшественником первой русской газеты были «Куранты» — издание для царя и его приближенных, представлявшее собой дайджест иностранных газет. В период петровских реформ возникает необходимость широкого информирования общества и противостояния антирусской пропаганде в Европе, поэтому Петр I предпринимает в 1703 году издание первой русской газеты. Петровские «Ведомости» после смерти Петра I прекратятся, но вскоре традицию издания русской газеты продолжит Российская Академия наук.
02
Сатирическая журналистика Екатерининской эпохи
Императрица Екатерина II, стремясь сформировать позитивное общественное мнение о характере своего правления, предпринимает издание сатирического журнала «Всякая всячина» в 1769 году и призывает своих подданных поддержать ее издательскую инициативу. В России появляется множество сатирических журналов, лучший из которых — «Трутень» Н. И. Новикова — вступит в полемику с изданием императрицы по вопросу о роли и назначении сатиры.
03
«Торговое направление» в русской журналистике 1830-х годов
В 1830-е годы в России начинается процесс коммерциализации прессы — появляются издания, ставящие своей целью сделать периодику прежде всего источником дохода. Такие издания, как «Библиотека для чтения» А. Ф. Смирдина и О. И. Сенковского, «Северная пчела» Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча, ориентировались на широкого, а не на элитарного читателя, способствовали профессионализации журналистики и вызвали бурную полемику в прессе по вопросу о целях и назначении журналистики.