История русской литературы 2 половины XIX в. (Достоевский, Толстой, Чехов)
Автор: Степанов Андрей Дмитриевич
Курс содержит: 10 аудиолекций
О курсе
Курс представляет собой краткое введение в проблематику и поэтику основных произведений трех великих русских писателей, основанное на трудах виднейших специалистов-литературоведов, а также на собственных интерпретациях лектора. По сравнению с лекциями, которые автор читает в Санкт-Петербургском государственном университете, здесь опущены биографии писателей, значительно уменьшено число анализируемых произведений, сокращен литературный и исторический контекст и оставлены только ключевые положения всех интерпретаций. Цель курса: сформировать у слушателей базовые знания об истории русской литературы 1840–1890-х годов. Задачи курса: познакомить слушателей с творческой эволюцией трех классиков русской литературы, определить особенности поэтики и проблематики их наиболее значительных произведений. Адресная аудитория: лица, знакомые с историей русской литературы в объеме курса средней школы.
01
Творчество Ф.Достоевского до 1864 г.
Истоки раннего творчества Достоевского. Повесть о бедном чиновнике в русской литературе и специфика образа Девушкина по сравнению с этой традицией. «Амбициозность» героя Достоевского. Гуманизм и сентиментальность в «Бедных людях». Фантастика и психологизм «Двойника». Продолжение темы «маленького человека» («Господин Прохарчин», «Слабое сердце»). Образ мечтателя у Достоевского («Хозяйка», «Белые ночи»).
02
Творчество Ф.Достоевского 1864–1870 гг.
«Записки из подполья». Эволюция образа «подпольного человека» у раннего Достоевского. Иррационализм и проблема свободы воли. Полемика с утопическим социализмом, просветительством, теорией «разумного эгоизма». «Преступление и наказание». Синтетизм романа, его социальный, философский и религиозный аспекты. Рационализм Раскольникова и его «идея». «Большой диалог» в романе. Раскольников и его «двойники». Психологический поединок Раскольникова и Порфирия Петровича. Теория Раскольникова в диалоге с христианской идеей (Соня). «Идиот»: задача изображения нравственного идеала, «положительно прекрасного человека».
03
Творчество Ф.Достоевского 1870–1880 гг.
«Бесы» и «дело Нечаева». Истоки нигилизма: «беспочвенный» западнический либерализм 1840-х годов, образ Верховенского-старшего. Проблемы «почвы» в образе Шатова. Авантюристическая сторона революционности и образ Петра Верховенского. Ставрогин как герой, стоящий «по ту сторону добра и зла». «Подросток». Тема денег у Достоевского и «ротшильдовская идея» героя. Тема «случайного семейства». Отношение Достоевского к «русскому европейцу» (Версилов). «Братья Карамазовы» как итоговый роман Достоевского. Федор Павлович и «карамазовщина». Борьба двух начал в характере Дмитрия Карамазова. Иван Карамазов: рационализм и богоборчество. «Легенда о Великом инквизиторе». Иван и Смердяков. Алеша Карамазов и житийный подтекст романа. Поучения старца Зосимы и авторская позиция.
04
Творчество Л.Толстого до 1862 г.
Дневники Л.Толстого и «История вчерашнего дня». Автобиографическая трилогия, ее соотношение с дворянскими семейными хрониками. «Внешний» и «внутренний» сюжеты, нравственные искания героя. Обращение к военной тематике. Три образа войны в «Севастопольских рассказах». Героизм в понимании Толстого. «Диалектика души» в трактовке H. Г. Чернышевского. Проблематика «Утра помещика»: вековое недоверие крестьян к барину. «Варварство» западной цивилизации в рассказе «Люцерн». Повесть «Казаки»: тема «естественного человека».
05
Творчество Л.Толстого 1862–1877 гг.
«Война и мир»: творческая история, причины изменения первоначального замысла, жанровая сложность Принципы изображения человека: герои динамические и статические, «естественные» и «неестественные». Семейная тема в романе. «Героизм» и «служение» в нравственных исканиях Андрея Болконского. Путь к обретению истины Пьера Безухова. Платон Каратаев. Значение военных эпизодов: различия войн 1805 и 1812 гг. Толстовская философия истории. «Анна Каренина»: личное и общественное в романе. Социальные причины трагедии Анны. Личное и общественное в образах Каренина и Вронского. Проблема вины и различные истолкования эпиграфа к роману. Автобиографическое в образе Константина Левина. Причины духовного кризиса Левина и обретение выхода.
06
Творчество Л.Толстого 1877–1910 гг.
Кризис Толстого. Признание «преступности» государства, церкви и других социальных институций. Проповедь нравственного возрождения и личного «воскресения». Проповедь непротивления злу насилием. Драматургия Толстого. Народная драма «Власть тьмы». «Воскресение»: жизненные истоки, проблема жанра. Падение и воскресение Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. Социально-критическая направленность романа и его панорамный характер. Суд, церковь, администрация, светское общество в изображении Толстого. Двойственность образов революционеров в романе. Позднее творчество. «Хаджи-Мурат» и возвращение к теме естественного человека. Тема ухода («Отец Сергий», «Живой труп»). Уход и смерть Толстого.
07
Творчество А.Чехова до 1888 г.
Первая драма и ее роль в эволюции Чехова. «Малая пресса» 1880-х годов. Темы и жанры чеховской юмористики в контексте журналистики его времени. Жанр «сценки» у Лейкина и Чехова. Комизм ситуаций и комизм характеров. Сатира раннего Чехова (рассказы о чиновниках). Лирическое и драматическое в рассказах («Тоска», «Горе»). Понятие «рассказа открытия».
08
Творчество А.Чехова 1888–1891 гг.
Письмо Д.В.Григоровича Чехову и его значение. Повесть «Степь» и роль природы у Чехова. Повесть «Скучная история» и проблема «общей идеи». Поездка Чехова на Сахалин. Роль сахалинского путешествия в жизни и творчестве Чехова. «Дуэль»: отношение к проблеме «лишнего человека» и социал-дарвинизму. Специфика изображения идеи у Чехова.
09
Творчество А.Чехова 1891–1898 гг.
Индивидуализация и отсутствие «специализации» при изображении человека у зрелого Чехова. Мелиховский опыт писателя и повести и рассказы о деревне («Мужики», «Новая дача»). Своеобразие позиции Чехова на фоне народнической публицистики и беллетристики. Тема некоммуникабельности и ее социальные истоки. Проблема капитализма и буржуазности («Три года», «Бабье царство», «Случай из практики»). Тема «небогатого богатства».
10
Творчество А.Чехова 1898–1904 гг.
Кризис романа в конце XIX века. «Малые формы» и циклизация в творчестве Чехова. Проблемы государственности, собственности, семейственности в «маленькой трилогии». Роль обрамления и своеобразие авторской позиции Чехова. «Романизация» малых жанров и рассказ «Дама с собачкой». Новаторские черты чеховской драматургии.
©Санкт-Петербургский государственный университет
2023 год