Методологические проблемы психологии. Часть 1. Чем научная психология отличается от ненаучной?
О курсе
Основной задачей курса является познакомить слушателей с направлениями, теориями и методами в психологической науке. Основные рассматриваемые темы курса: парадоксальность познания, критерии демаркации, парадоксальность объяснения в психологии, независимая проверяемость. По результатам обучения слушатели смогут самостоятельно определить методологическую позицию психологических направлений, школ и отдельных исследований, использовать навыки решения теоретических и практических задач в области психологии, а также научные данные в практической деятельности.
Программа курса
Тема 1. Парадоксальность познания.
Тема 2. Критерий демаркации. Версия 2. Эмпиризм.
Тема 3. Критерий демаркации. Версия 3. Самоочевидность, логичность научного знания.
Тема 4. Парадоксальность объяснения в психологии.
Тема 5. Критерий демаркации. Версия 4. Практическая эффективность. Версия 5. Независимая проверяемость.
Результаты обучения
Знать:
— основные направления, теории и методы психологической науки.
— категориальный аппарат психологической науки, содержание психологических дискуссий, содействующих формированию мировоззренческой позиции
Уметь:
— ориентироваться в методах психологической науки.
— аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам методологии психологической науки
Владеть:
— навыками психологического анализа современных проблем
методологии науки, имеющих мировоззренческую и профессиональную
направленность.
— навыками использования различных психологических методов для анализа тенденций развития современной науки
-
Виктор Михайлович Аллахвердов
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии