Руководитель программы «Дизайн среды» Евгения Петрашень: «После снятия режима самоизоляции образовательный процесс изменится»

03.04.2020

Подготовка студентов творческих специальностей — особый вызов в условиях дистанционного обучения. Как справляются преподаватели и студенты образовательной программы «Дизайн среды», рассказала руководитель программы, старший преподаватель СПбГУ Евгения Петрашень (кафедра дизайна).

 

Ранее, до пандемии, приходилось ли вам сталкиваться с форматом дистанционного обучения в рамках преподавания в Университете?

Да, с самого начала моей работы в СПбГУ (с 2010/11 учебного года) мы активно используем инструменты социальных сетей для организации самостоятельной работы студентов и обеспечения их методическими материалами, а также оперативной помощи в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя. Такая форма взаимодействия очень комфортна как нашим студентам, так и педагогам.

Каково было первое впечатление от перехода на онлайн-обучение?

В принципе, мы перешли довольно легко. Добавили новые платформы к уже привычным вариантам работы, заменили натурную работу по дисциплинам «Рисунок» и «Живопись» на творческие задания и копии, стали уделять больше внимания методическим материалам и обязательной литературе по дисциплинам.

Но это в нашей профессии, конечно, годится только как временная мера. Пришлось отказаться от работы с материалом на таких дисциплинах, как «Скульптура и пластическое моделирование», «Декоративно-прикладное искусство в дизайне среды».

Особенно трудно дипломникам. Конечно, общий стресс от ситуации тоже сказывается на работе.

Каким образом сейчас построен процесс обучения? Как сейчас учатся студенты-дизайнеры?

Мы соблюдаем расписание, иначе начнется хаос. Некоторые задания пришлось заменить. Нам повезло, что многое студенты уже успели сделать в этом семестре по программе, так что небольшие отклонения не будут критичны.

Мы очень рады, что Университет разрешил выбрать удобный формат, а не один для всех, так как для практических занятий все преподаватели выбирают разные платформы. Некоторые художники консультируют, используя платформы Skype или Zoom, кто-то общается через почту, рассылая материалы и собирая ответы на вопросы.

Я комбинирую работу в «ВКонтакте» и Discord, они у меня одновременно на двух экранах открыты. Некоторые преподаватели записывают видеоуроки и высылают их студентам через группу «ВК» или почту. Еще используем сервис «Google Презентации» и загрузку материалов в общее облако для коллективного просмотра. Так что форм получилось много. Но это добавляет разнообразия, и студентам это нравится, так как позволяет переключаться.

Как сейчас построена коммуникация со студентами? Отслеживается ли посещаемость онлайн-лекций?

На каждом курсе у нас есть староста, роль которого особенно важна сейчас. Обычно именно староста звонит или пишет, чтобы задать вопросы. Я слежу за активностью, вижу, как поступают материалы от преподавателей, как идет процесс консультаций.

Посещаемость контролируем. Но в целом посещаемость пока хорошая и студенты очень хотят учиться.

Есть ли какие-то удачные методические находки?

Да, их уже довольно много. Неожиданно эффективной оказалась групповая работа над google-презентацией магистров-первокурсников: в режиме онлайн-работы студенты-иностранцы проявили себя неожиданно активно и, наконец, начали работать с полной отдачей.

Однако преподаватели отмечают, что такой формат сильно увеличил время их работы, так как подготовка и проверка материалов с ответами на вопросы студентов стали занимать целый день и даже больше, а не две пары, как по расписанию.

Появились ли какие-то методические находки, которые возможно использовать в будущем в процессе преподавания?

Думаю, после снятия режима самоизоляции образовательный процесс изменится. Некоторые виды работ мы, возможно, оставим онлайн. Наверняка останется новый формат работы с магистрами по концептуальному моделированию в формате google-презентации и коротких вводных онлайн-лекций. Активнее стали использовать Blackboard. Также активнее будем использовать видеоконференции.

Какие сложности возникают в работе онлайн?

Главная проблема в том, что для качественной связи нужен хороший канал связи. Сейчас весь Петербург сидит онлайн целыми днями, и это сказывается на работе со студентами. У меня дома интернет стал довольно нестабильным, раньше так было только в выходные дни.

Очень важно, чтобы мы не потеряли очный формат в результате этого вынужденного эксперимента. Уже сейчас видно, как многим жизненно важен эмоциональный личный контакт, без него работа у многих начинает буксовать. Это видно и по студентам, и по преподавателям. Тот энергетический заряд, который дает живое общение и коллективная работа в аудитории или на объектах наших исследований в городской среде, в музеях, организациях-партнерах, заменить дистанционным форматом невозможно.

Тем не менее сейчас главное, чтобы все были здоровы! Поэтому мы стараемся делать все, что в наших силах, чтобы помочь друг другу и нашим студентам справиться с этой ситуацией и извлечь из нее все возможные плюсы.

Какие дополнительные возможности дала сложившаяся ситуация?

Лично для меня сложившаяся ситуация дала шанс начать интенсивно работать над завершением собственной диссертации. Поскольку она связана именно с моделью обучения на нашей программе, хорошо помогает, что мы сейчас активно обсуждаем и дорабатываем наши методики с коллегами. Необходимость оставаться дома тоже в этом помогает. Пишу каждый день, чего я не могла себе позволить, проводя каждый день большую часть времени вне дома.

©Санкт-Петербургский государственный университет
2024 год