Оценка и управление стоимостью компании

Данная онлайн-программа СПбГУ даёт комплексное видение проблем, с которыми сталкивается бизнес при определении стоимости компании, а также методов, которые используются для управления её стоимостью.

В состав программы вошли 3 курса:

Курс «Анализ финансовой отчетности» направлен на формирование у слушателей базовых знаний о современных системах показателей оценки финансового состояния организации с целью принятия управленческих решений заинтересованными пользователями. В результате изучения дисциплины слушатель должен понять логику и принципы построения финансовой отчетности, а также содержание процедуры экономического чтения и анализа публичной отчетности как элементов процесса принятия решений финансового характера в отношении фирмы. Первая часть курса посвящена непосредственно самой финансовой отчетности (логика формирования, принципы, по которым она составляется, сущностное содержание отдельных разделов, идентификация наиболее значимых экономических категорий, связанных с отчетностью — прибыль, гудвилл). Во второй части курса рассматриваются аналитические коэффициенты, которые структурированы по определенным блокам, характеризующим соответствующие аспекты деятельности, интересующие аналитика. Приводятся наиболее популярные коэффициенты, объясняется их расчет, экономическая интерпретация, выявляются границы их аналитических возможностей.

Курс «Оценка бизнеса и инвестиционных проектов» предназначен для студентов и специалистов, сталкивающихся с задачей оценки эффективности инвестиционных проектов и определения стоимости компаний как целиком, так и пакетов акций для целей принятия дальнейших управленческих решений. В рамках курса рассматриваются основные идеи и принципы оценки эффективности инвестиционных проектов, предполагающих инвестиции в реальные (нефинансовые) активы. Также раскрываются вопросы, связанные с регулированием оценочной деятельности в Российской Федерации, основные подходы и методы к определению стоимости бизнеса согласно действующим стандартам оценки. Слушатель познакомится с основными теоретическими постулатами сравнительного, доходного и затратного подходов к оценке стоимости бизнеса. Для каждого из подходов будут предложены учебные задачи, демонстрирующие отдельные сложные моменты применения данных подходов на практике. Также в курсе освещаются вопросы, связанные с применением скидок и премий в оценке бизнеса (скидки за недостаток ликвидности, скидки и премии за отсутствие и наличие контроля).

Курс «Управление стоимостью компании» нацелен на освоение ключевых инструментов управления стоимостью компании как в теоретическом, так и в практическом ключе. Он дает комплексное представление о процессе управления разными категориями стоимости предприятия и позволяет овладеть методами экономического обоснования стратегии развития бизнеса. Предлагаемый курс освещает особенности анализа отчетности компании с точки зрения управления ее стоимостью, позволяет лучше понимать, чему стоит уделять внимание при ее анализе в первую очередь, видеть проблемные места и принимать решения по оптимизации ситуации. Слушатели получат представление о взаимосвязи разных категорий стоимости бизнеса, в том числе овладеют инструментарием анализа положения компании на фондовом рынке. Уникальность курса заключается в том, что он объединяет в себе оценку бизнеса, анализ отчётности и управление компанией. После усвоения материала слушатель поймёт, как эти три направления связаны между собой и сможет смотреть на бизнес комплексно.

Содержание программы

Анализ финансовой отчетности

  1. Финансовая отчетность: логика формирования и представления
  2. Состав и содержание финансовой отчетности
  3. Оценка и анализ экономического потенциала фирмы
  4. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности фирмы

Оценка бизнеса и инвестиционных проектов

  1. Оценка инвестиционных проектов 
  2. Основы и принципы оценки бизнеса 
  3. Сравнительный подход к оценке бизнеса 
  4. Доходный подход к оценке бизнеса 
  5. Затратный подход к оценке бизнеса. Скидки и премии в оценке бизнеса 

Управление стоимостью компании

  1. Стоимость бизнеса как особый объект оценки и управления
  2. Использование отчетности компании при оценке и управлении стоимостью бизнеса
  3. Ключевые объекты менеджмента, нацеленного на максимизацию стоимости компании
  4. Анализ капитализации как отдельной категории стоимости бизнеса
  5. Оценка результативности различных инструментов управления стоимостью компании
  6. Практика оценки вклада проекта в стоимость компании
  7. Практики оценки финансовых стартапов

По итогам обучения слушатели будут уметь:

  • интерпретировать влияние разных подходов к оценке активов и обязательств на содержание информации, представленной в финансовой отчетности, и результаты ее анализа;
  • анализировать влияние внешних и внутренних факторов на результаты анализа финансового состояния;
  • применять подходы и методы оценки рыночной стоимости бизнеса (компаний, пакетов акций); 
  • выполнять расчеты по обоснованию решений инвестиционно-финансового характера применительно к различным видам активов; 
  • ставить задачу на оценку и анализировать отчет об оценке с точки зрения соответствия стандартам и общепринятой методологии;
  • применять финансовую отчетность компании и внешние источники информации для анализа стоимости бизнеса;
  • обосновывать выбор того или иного управленческого метода для оптимизации положения компании на рынке;
  • проводить комплексный анализ ценности бизнеса;
  • осуществлять управление имущественным комплексом;
  • планировать инвестиции в развитие бизнеса и анализ структуры капитала.

По итогам обучения слушатели будут знать:

  • действующие нормативные документы, регламентирующих порядок представления информации в бухгалтерской финансовой отчетности;
  • методики расчета и интерпретации основных аналитических показателей, а также методы анализа в исторической ретроспективе;
  • существующие концепции формирования финансовой отчетности и их влияния на результаты анализа финансового состояния; 
  • принципы и методы формирования учетной политики организации и ее влияния на результаты интерпретации финансовой отчетности; 
  • отечественные и международные методики оценки финансового состояния;
  • принципы оценки бизнеса и стандарты оценки стоимости, обязательные к применению в российской практике; 
  • подходы к оценке и выделяемые на их основе методы оценки бизнеса; 
  • критерии оценки эффективности инвестиционных проектов;
  • подходы к оценке и анализу разных категорий стоимости компаний; 
  • ключевые факторы стоимости бизнеса;
  • инструменты управления стоимостью компании;
  • особенности анализа ставки дисконтирования в процессе УСК.

По итогам обучения слушатели будут владеть:

  • процедурой проведения сравнительного внутриотраслевого анализа;
  • способами принятия решений инвестиционного и управленческого характера на основании полученной информации;
  • методами выявления и устранения недостатков в финансовой деятельности и нахождения резервов улучшения финансового состояния предприятия;
  • навыками применения методов оценки рыночной стоимости бизнеса; 
  • навыками выполнения расчетов по обоснованию решений инвестиционно-финансового характера применительно к различным видам активов;
  • методами управления стоимостью бизнеса;
  • инструментами экономического обоснования реализации мероприятий в контексте управления стоимостью компании;
  • моделями мониторинга вклада проекта в стоимость компании при реализации мероприятий УСК.

 

Записаться на курс:
Авторы курса:

  • Виталий Валерьевич Ковалёв
    Доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента

  • Наталья Александровна Соколова
    Кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики, учета и аудита

  • Нели Руслановна Абрамишвили
    Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента

  • Иван Александрович Дарушин
    Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента

  • Екатерина Анатольевна Спиридонова
    Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики исследований и разработок

  • Виктор Леонидович Достов
    Кандидат физико-математических наук, председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «АЭД»
©Санкт-Петербургский государственный университет
2021 год