Поведение потребителей
О курсе
Курс посвящен обсуждению поведения потребителей с позиции процесса принятия решений потребителем и характеристик (профиля) потребителя с одной стороны и процесса взаимодействия с ним компании — с другой. Материалы курса построены на движении от базовых, фундаментальных вопросов поведения потребителей к разбору конкретных управленческих практик по управлению потребительским опытом. Прикладные аспекты курса включают разбор актуальных примеров из практики компаний и результаты исследовательских проектов авторов курса по изучению различных аспектов поведения потребителей на российском рынке.
Курс состоит из трех частей.
- В первой мы знакомимся с циклом покупательского поведения и характеристиками потребителя, которые влияют как на особенности его продвижения от осознания потребности в продукте до покупки и далее до завершения потребления.
- Во второй части разбираются вопросы взаимодействия потребителя с компанией в контексте современных цифровых технологий и перенасыщенности информационного поля.
- Третья часть курса посвящена управленческому взгляду на клиентский опыт, разбираются механики и практики исследования и управления опытом потребителя от тактического уровня до принятия стратегических решений на уровне бизнес-модели компании.
В содержании курса разбираются как базовые, фундаментальные вопросы поведения потребителей, так и взгляды, подходы и концепции из релевантных исследований последних лет.
В курсе сделан дополнительный акцент на взаимодействии потребителя с современными цифровыми технологиями и решениями в процессе совершения покупки, представлены уникальные данные о поведении потребителей на рынке РФ, полученные в рамках исследований Центра стратегического маркетинга и инноваций Высшей школы менеджмента СПбГУ, и подходы и модели, разработанные на базе этих исследований.
Программа курса
Часть 1. Цикл покупательского поведения и базовые характеристики потребителя (1-4 недели)
• Модуль 1. Поведение потребителя как область исследований. Ценностно-мотивационные основы потребления
• Модуль 2. Цикл покупательского поведения. Часть 1
• Модуль 3. Цикл покупательского поведения. Часть 2
• Модуль 4. Сегментация потребителей: демографические, социальные, поведенческие, психографические параметры
Часть 2. Актуальные проблемы в управлении поведением потребителей (5-6 недели)
• Модуль 5. Потребитель и технологии: новые возможности и границы
• Модуль 6. Потребитель и информация
Часть 3. Управление клиентским опытом (7-10 недели)
• Модуль 7. Теоретические основы управления потребительским опытом: основные понятия и концепции
• Модуль 8. Сотрудник компании как ключевое звено формирования клиентского опыта
• Модуль 9. Исследование потребительского опыта
• Модуль 10. Бизнес-модели и стратегии управления потребительским опытом
Результаты обучения
По завершении этого курса вы будете уметь:
- определять основные процессы и факторы, формирующие поведение потребителя на современных рынках;
- применять знания психологии поведения потребителя в маркетинговом анализе и при формировании управленческих решений;
- разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения в сфере управления поведением потребителей и клиентским опытом, включая определение параметров бизнес-модели компании;
- определять место клиентского опыта и ценностей для потребителя в бизнес-модели компании.
По завершении этого курса вы будете знать:
- алгоритмы принятия решений потребителями и сопутствующие когнитивные и психологические процессы;
- основания и методы сегментации потребителей;
- теоретические основы управления клиентским опытом;
- актуальные проблемы в управлении поведением потребителей на современных рынках;
- роль сотрудников компании в формировании клиентского опыта.
По завершении этого курса вы будете владеть:
- моделями и методами для описания пути потребителя и его взаимодействия с компанией на этапах до, в процессе и после совершения покупки;
- методами исследования потребительского опыта;
- практиками управления человеческими ресурсами в организации в целях повышения клиентоориентированности.
-
Ольга Николаевна Алканова
Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры маркетинга -
Игорь Анатольевич Аренков
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия и предпринимательства -
Юлия Владимировна Крылова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства -
Мария Казмировна Ценжарик
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства -
Ксения Сергеевна Головачёва
Ассистент кафедры маркетинга -
Мэги Мерабовна Гогуа
Ассистент кафедры маркетинга (ВШМ СПбГУ) -
Яна Юрьевна Салихова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга СПбГЭУ -
Мария Михайловна Смирнова
Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой маркетинга (ВШМ СПбГУ) -
Алина Сергеевна Ручьёва
Ассистент кафедры маркетинга (ВШМ СПбГУ)