Психолингвистика
Для кого?
Курс рассчитан на широкий круг студентов и призван дать им основополагающее представление о языке как об основном средстве коммуникации и мышления. Необходимым требованием подготовки к прохождению этого курса является вводный курс в языкознание.
О чем?
Цель курса – дать представление об экспериментальной лингвистике и одной из её бурно развивающихся частей, изучающей мозговую деятельность, которая обеспечивает языковые процедуры. А также познакомить с основами экспериментальных исследований языка и речи у детей и взрослых, основными положениями и задачами психолингвистики, с конкретными исследованиями, методологией и научными парадигмами.
По завершении этого курса учащиеся будут:
- Знать основные теоретические проблемы психолингвистики, систему основных понятий и базовых терминов, современные подходы и методы психолингвистической науки, современное состояние и перспективы развития дисциплины.
- Уметь анализировать традиционные и современные подходы к исследованию речевых явлений, давать научную интерпретацию с позиций их онтологических свойств, демонстрировать профессиональную позицию в дискуссионных вопросах психолингвистики; воспринимать, обобщать, анализировать новую информацию по предмету, использовать полученные знания для квалификации природы и особенностей речевых явлений.
- Владеть навыками планирования и проведения психолингвистического исследования с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа речевых явлений и экспериментальными методиками изучения и описания материала; навыками профессиональной коммуникации с использованием понятийного аппарата психолингвистики.
Авторы курса:
-
Татьяна Владимировна Черниговская
доктор биологических наук, доктор филологических наук, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, директор Института когнитивных исследований СПбГУ -
Наталия Анатольевна Слюсарь
кандидат филологических наук, Ph.D., доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований -
Елена Игоревна Риехакайнен
кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания -
Татьяна Евгеньевна Петрова
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований -
Мария Дмитриевна Воейкова
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, зав. отделом теории грамматики ИЛИ РАН -
Максим Владимирович Киреев
кандидат биологических наук, доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук -
Вероника Константиновна Прокопеня
старший преподаватель кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований -
Алена Артемовна Конина
инженер-исследователь Лаборатории когнитивных исследований