Введение в литературоведение
Для кого?
Курс будет полезен разным категориям слушателей:
- тем, кто просто интересуется литературой;
- тем, кто начал изучать филологию (бакалавриат начального уровня);
- тем, кто интересуется гуманитарными науками (бакалавриат и магистратура, для которых филология не является профильной дисциплиной).
О чем?
Курс «Введение в литературоведение», как и следует из названия, посвящен знакомству с основами этой научной дисциплины.
Что такое литература, в той или иной степени представляет себе практически каждый человек — даже тот, кто не очень любит читать книжки. Да и прочитать сказку, роман, повесть, пьесу, стихотворение можно без специальной подготовки. Более того, в жизни именно так и происходит. Подавляющее число читателей — люди разных возрастов, знаний и профессий. Зачем же нужна специальная наука о литературе? Чем занимается литературоведение? что изучает? какие задачи старается решить? и чем эти задачи отличаются от задач, которые решают другие гуманитарные науки? как связано литературоведение с практической жизнью? нужны ли специальные знания и полезны ли они непрофессиональному читателю? существует ли «правильное» прочтение художественного произведения? можно ли отличить «плохую» литературу от «хорошей», произвол от интерпретации? цифровая книга и бумажная — разные формы или разные реальности? чем отличается читатель сегодняшний от предшествующих эпох?
Наш курс не содержит исчерпывающих ответов на все эти вопросы, но все они в нем присутствуют.
Цель курса — познакомить всех, кому интересен сам феномен литературы, с уже найденными путями его осмысления. Для этого мы рассмотрим основные понятия, которыми пользуются для описания литературной реальности и реалий литературы.
По завершении этого курса учащиеся будут:
- Знать предмет и задачи, основные понятия литературоведения как науки; диапазон проблем, связанных с выделением, описанием и изучением поля литературы; подходы к изучению художественного текста; основные категории художественного текста.
- Уметь выделять в тексте типологические модели (героя, пространства, сюжета и т.д.); комментировать художественный текст, опираясь на знание его основных категорий; обосновать свою оценку художественного текста, опираясь на результаты филологического анализа.
- Владеть навыками системного подхода к восприятию художественного произведения; первичными навыками анализа художественного текста.
-
Ирина Эдуардовна Васильева
канд. филол. наук, доцент кафедры истории русской литературы -
Ксения Сергеевна Оверина
канд. филол. наук, старший преподаватель -
Евгений Анатольевич Филонов
канд. филол. наук, ассистент кафедры истории русской литературы, научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки