Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина

Курс представляет собой попытку всестороннего взгляда на «феномен Пушкина» и его место в русской культуре. В лекциях освещены творческая эволюция и биография поэта, вопросы интерпретации его литературного наследия в XIX–XXI веках.

 

О курсе

Сегодня существует представление о Пушкине как о первом национальном поэте и основоположнике русской классической литературы. Всем хорошо знакомы слова критика XIX века Аполлона Григорьева — «Пушкин — наше всё». Однако всегда ли восприятие Пушкина было таковым? В какой момент, как и благодаря чему Пушкин занял свое исключительное положение в русском культурном пространстве? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в двух разделах нашего курса.

В первом разделе (модули 1–4) будут охарактеризованы значимые этапы жизненного и творческого пути Пушкина в культурном контексте его эпохи. Рассматривая ключевые мировоззренческие сдвиги и художественные трансформации в творчестве поэта, мы проследим, как литературная эпоха создает Пушкина, а Пушкин создает литературную эпоху.

Второй раздел (модули 5–7) посвящен различным аспектам восприятия творчества Пушкина, его личности и его наследия в XIX–XXI веках. Предметом лекций и бесед со специалистами-экспертами станут история пушкинского мифа, который на протяжении двух столетий складывался в сознании русских читателей; отзвуки и воплощения пушкинских шедевров в музыкальном и театральном искусстве; история сохранения и изучения пушкинского наследия.

СПбГУ и создатели курса выражают благодарность за участие и деятельную помощь в работе над проектом Всероссийскому музею А.С. Пушкина, Институту Русской литературы (Пушкинскому дому) РАН, Российской национальной библиотеке и лично Марине Витальевне Бокариус, Марине Юрьевне Дмитревской, Ольге Ильиничне Кагановской, Елене Андреевне Михайловой, Владимиру Владимировичу Турчаненко.

 

Программа курса

Модуль 1. Пушкин в Царском Селе и на Юге

Русская литература на рубеже XVIII–XIX веков. Пушкин в Лицее. Пушкин и «архаисты». Южная ссылка. Южная лирика. Южные поэмы. Пушкин в Одессе.

Модуль 2. Пушкин в Михайловском

Кризис романтизма и его преодоление. Трагедия «Борис Годунов». Михайловская лирика. «Евгений Онегин»: рождение русского классического романа. Пушкин, декабристы и Николай I.

Модуль 3. Пушкин в Болдине

От Михайловского к Болдину: 1826–1830 гг. Болдинская лирика. «Маленькие трагедии». «Повести Белкина»: рождение русской классической прозы.

Модуль 4. Пушкин в Петербурге

Тридцатые годы. Вторая Болдинская осень. Петербургские повести Пушкина. «Капитанская дочка». Завершение пути.

Модуль 5. Пушкин и его читатели

Пушкин глазами современников. Споры о Пушкине: 1840-е – 1860-е годы. Пушкин — Первый Национальный Поэт: 1880-е – 1900-е. Пушкинский миф в XX–XXI веках.

Модуль 6. Пушкинское наследие и его хранители

Пушкинское наследие и его хранители: ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН, Всероссийский музей А.С. Пушкина. Рукописи Пушкина. Изучение и издание сочинений Пушкина. Библиотека Пушкина.

Модуль 7. Пушкин в искусстве

Пушкин и театр. Пушкин — театральный зритель и драматург. Пушкин на театральной сцене. Пушкин в музыке. «Борис Годунов»: трагедия Пушкина и опера Мусоргского.

Записаться на курс:
Авторы курса:

  • Евгений Анатольевич Филонов
    Кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ
©Санкт-Петербургский государственный университет
2024 год