Недавно на международной платформе «Coursera» запустился уникальный курс по патофизиологии от профессора СПбГУ Леонида Павловича Чурилова, основанный на лекциях, которые он давно и с успехом читает как в стенах Университета, так и за рубежом. Леонид Павлович только что вернулся с международного медицинского симпозиума в Ханчжоу (КНР), где делал доклад про дистанционное образование и распознавание подчерков врачей в клинической патофизиологии, и нашел время ответить на несколько вопросов.
-Уважаемый Леонид Павлович, расскажите вкратце о своем опыте создания онлайн-курса по патофизиологии, науки, которой вы служите уже столько лет?
Я всегда считал и считаю, что наиболее эффективное преподавание идет через живое общение с учителем и через живое практическое действие, когда обучаемые взаимодействуют между собой, с преподавателем и объектом, у которого имеются множество степеней свободы и своя программа поведения (например, с подопытным животным). Это и есть высшая форма интерактивности. Это достигается в нашем деле только реальными учебными экспериментами на лабораторных занятиях, реальными разборами пациентов и историй болезни на лекциях. Никакие компьютерные «мультяшки» заменить этого в принципе не могут. Поэтому я приступал к работе над этим курсом, с одной стороны, с некоторым скептицизмом, полагая, что это все же лишь дополнение к реальному обучению, а с другой стороны, я недооценивал сложность и масштаб этой работы. Мне казалось, раз у меня есть готовый хороший курс лекций — то дело практически почти сделано.
Теперь, когда курс закончен, я могу сказать что, во-первых, это очень сложный процесс. И он никогда бы не увенчался результатом, если бы не высокий профессионализм и самоотверженный труд многих разных специалистов ЦРЭОР режиссеров, операторов, звукооператоров, методистов, компьютерщиков, гримеров. Я им всем очень признателен.
И то, что получилось — в целом, как я полагаю, по качеству и образовательному потенциалу выше моих ожиданий. Такие курсы нужны, они важны для нашей науки, патофизиологии, которая переросла рамки своего исторически сложившегося названия и стоит перед лицом, возможно, крупнейшего кризиса в своей истории. Потенциальная широта аудитории такого курса очень важна для привлечения в патофизиологию новых кадров, для внедрения патофизиологического мышления в творческие умы всех тех, кто занимается биомедициной, но не получил при этом медицинского образования. Патофизиология должна стать модной в читающем и мыслящем сообществе всех тех, кто занят науками о человеке, его здоровье и болезнях. Думаю, что MOOC этому могут способствовать.
— Изменилось ли Ваше отношение к производству онлайн-курсов в ходе работы?
У меня стало больше оптимизма и доверия к этой форме обучения, я готов поработать над продолжением, если данный курс будет с интересом восприниматься пользователями, так как этот курс затронул лишь вопросы общей нозологии и отдельных типовых патологических процессов.
— Как китайские коллеги отреагировали на ваш доклад?
Конференция в Ханчжоу была очень масштабной. Ее организовали Академия инженерных наук Китая и Национальный фонд China International Exchange and Promotion Association for Medical and Healthcare (Hua Tou Programme). И посвящена она была самым разным аспектам применения искусственного интеллекта и интернет-технологий в медицине. Китайским коллегам интересна идея дистанционного образования, в том числе — медицинского. Они видят в разработках такого типа, как было представлено нами, возможный путь повышения профессиональной квалификации патофизиологов, путь интеграции практики преподавания этой дисциплины в Китае и за его рубежами. Китайские патофизиологи высказали заинтересованность в применении этого видеокурса, в создании для него китаеязычных субтитров.
Так как в КНР больше всего кафедр и курсов патофизиологии, а также профессиональных патофизиологов, надеюсь, что у видеокурса вскоре появятся китайские слушатели.
Мне показалось, что технически и дизайнерски те фрагменты курса, которые мне довелось на конференции продемонстрировать, были вполне на уровне блистательной технологической платформы, подключенной организаторами к проведению этого форума, названного ими «International Intellegent Medical Conference». В интервью, которое я дал местному телевидению, журналист спросил меня, что такое, по моему мнению, здоровье? Я ответил, что это состояние организма, в котором минимально ограничена свобода биологического выбора форм и масштабов его адаптивных реакций. Думаю, что и образование должно обеспечивать свободу выбора форм, методов, образовательной траектории. MOOC этому способствуют, хотя, конечно же, остается, особенно — для медицины — в силе старая формулировка У. Черчилля «Учиться заочно — все равно, что пообедать по телефону».
— Что бы вы посоветовали коллегам, которые только размышляют, а не создать ли им онлайн-курс?
Напомню английскую пословицу – «Пудинг проверяется едой» и русскую – «Чтобы научиться плавать — надо лезть в воду».
— Что бы вы хотели пожелать слушателям своего курса?
Смелее вперед! И главное — не теряйте чувства юмора. Особенно, когда предметом обучения служат совсем не юмористические вещи. Ведь Блёз Паскаль сказал: «Только забавляясь — и учатся. Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечения».