Вильгельмина Шавшина: о практике юриста в таможенной сфере, новых онлайн-курсах и важности планирования

25.11.2022

Вильгельмина Шавшина — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета СПбГУ и признанный эксперт в области государственного регулирования с обширным опытом работы в сфере внешнеэкономической деятельности. Своими профессиональными знаниями Вильгельмина Прановна делится в новых онлайн-курсах СПбГУ «Формирование таможенной стоимости» и «Проведение таможенных проверок», а в интервью рассказала о своей карьере, уникальности правовой практики в рамках внешнеторгового направления и важности четкого тайм-менеджмента. Также вы узнаете, в чем главные преимущества новых курсов, кому они будут полезны и как помогут стать востребованным специалистом.

 

Расскажите, пожалуйста, немного о своем профессиональном пути. 

Начну сначала: меня зовут Вильгельмина Шавшина, я партнер и руководитель группы по международной торговле и таможенному регулированию в компании «Б1» (экс-Ernst&Young). Там я работаю уже два года. А вообще в профессии, как юрист по внешнеэкономической деятельности, я реализую себя уже 27 лет.

Хотя изначально мой бэкграунд — техническая кибернетика. Но это были такие времена, что мое престижное распределение оказалось недействительно: все распалось на малые предприятия, автоматизировать стало нечего. Поэтому я кардинально поменяла свою профессию, о чем совсем не жалею. Но именно кибернетика мне помогает привносить системный взгляд на вещи, легко встраивать свои знания в предмет и грамотно отлаживать процессы — я довольно быстро вижу, какой винтик в буксующей системе требует наладки.

Я поступила на юрфак СПбГУ, который затем окончила с отличием, и еще во время учебы стала работать в таможенных органах службы. Конечно, эти 7 лет службы дали колоссальную правоприменительную практику. Когда в молодом возрасте руководишь правовой службой в одной из крупнейших таможен России, у тебя 35 человек в подчинении и все на порядок старше — это очень интенсивный опыт. Потом у меня была своя адвокатура — тоже очень интересный опыт, потому что это было приглашение Юрия Михайловича Новолодского, который был начальником Управления юстиции Санкт-Петербурга еще при Анатолии Собчаке. И вот когда появилась возможность уйти от государственных коллегий адвокатов и стали появляться альтернативные, одна из первых была образована Юрием Михайловичем — коллегия адвокатов имени Анатолия Собчака (Балтийская коллегия адвокатов, образована в 1996 г. — прим. ред.), — куда он пригласил меня возглавить направление по внешнеэкономической деятельности и обучил профессии защитника бизнеса. А через 3 года я получила приглашение присоединиться к крупнейшей международной юридической практике, DLA Piper, где в качестве руководителя практики по таможенному регулированию и внешнеэкономической деятельности проработала почти 16 лет.    

Кроме того, я очень люблю свою альма-матер, СПбГУ: я доцент на кафедре административного и финансового права и научный руководитель программы доп. образования по внешнеэкономической деятельности в рамках университета. Но это так, больше для удовольствия!

 

Получается ли уделять время еще и научной деятельности в вашем плотном графике?

К сожалению, на данный момент совсем не получается. Хотя завкафедрой пыталась вести со мной разговор, когда же докторская. Конечно, эту часть своей жизни я тоже очень люблю, но сейчас такие времена, что я практически вся посвящена бизнесу. Поэтому, как бы мне ни хотелось, но увы: часов в сутках всего 24, всего не успеть.

 

Совсем недавно вы выступили автором двух онлайн-курсов СПбГУ. Это был ваш первый опыт в создании онлайн-курсов? 

В таком большом формате — да. Если говорить о работе на камеру в принципе, то такой опыт уже был — на разных интервью. Но что касается системного процесса по разработке и записи курса — это мой дебют.

 

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями: были ли сложные моменты или все прошло легко?

Самое сложное — это полтора часа укладки и грима! Шучу. На самом деле, у меня была классная команда помощников. И в команде СПбГУ тоже все отлично отработано — мой респект. Мы с ними совпали по настрою. Я была настолько нацелена сделать все максимально быстро и эффективно, что наша запись шла очень хорошо — может быть, всего пару-тройку раз нам пришлось что-то перезаписать — поэтому мы отработали даже с опережением графика. Думаю, тут все слилось воедино: и наше желание, и наши совместные квалификации.

 

Процесс записи видеоуроков все же отличается от привычного очного формата лекций. Не возникало ли трудностей, например, из-за отсутствия живой аудитории? Или из-за необходимости четко придерживаться заранее написанного плана для каждого сюжета? 

Для меня это как раз оказалась не минусом, а наоборот — большим плюсом. Потому что с точки зрения моего тайминга не планировать что-то невозможно. Когда я упоминаю, что у меня большая семья, трое детей, мне все говорят: «Не может быть!» А я отвечаю: «Главное, чтобы все было “заменеджено” и спланировано». 

А что касается истории с работой на «черный экран», она для меня тоже не нова. Еще даже до пандемии я 2 года читала курсы онлайн: по программе, которая реализуется на юридическом факультете, для слушателей с ограниченными возможностями, которые не могут прийти в аудиторию. И поскольку ты не знаешь, какие у людей ограничения — это даже в нашей политике закреплено — ты не можешь им, как своим студентам дневного отделения или магистрам, сказать: «Ребят, включите камеры, мне важно вас видеть». Поначалу это действительно был челлендж: работать в «черный экран», конечно, очень эмоционально- и ресурсозатратно. Но у меня получилось перестроиться. И, видимо, благодаря этому опыту чтение лекций без присутствия слушателей не вызывало неудобств. 

Кроме того, мы с моей суперпрофессиональной командой «Б1» подготовили практически полный телесуфлер, что помогло отработать все очень быстро. Кстати, коллеги на студии по ту сторону камеры тоже очень помогали своей поддержкой — после записи каждого модуля обязательно говорили: «Вильгельмина Прановна, молодец! Все классно! Все хорошо!»

 

Для кого создавались ваши курсы? Это только представители профессий, связанных с таможенным делом, или, может быть, более широкий круг слушателей?

Я думаю, в первую очередь курсы созданы для людей, связанных с бизнесом, который реализует функцию импорта-экспорта, занимается внешнеэкономической деятельностью, обеспечивает перемещение товара — это если заужать. А по большому счету мы старались сделать курсы очень доходчивыми, то есть не вдаваться в какие-то слишком сложные и специфические проблемы. Поэтому они могут быть актуальны и для представителей других профессий, которым хотелось бы глубже понимать таможенное регулирование. 

К тому же эта сфера очень интенсивно развивается с точки зрения законодательства. А когда нормы пишутся быстро, естественно, страдает юридическая техника. Из-за этого возникает много пробельных моментов в регулировании: например, есть нормы, которые описаны не совсем прозрачно и доходчиво с юридической точки зрения и вызывают разночтения. Почему сейчас так много судебных споров и проверок? Потому что одну и ту же норму бизнес может толковать по-своему, а регулятор в лице таможенного органа — иначе, в пользу бюджета. А наши курсы помогут узнать, что на эту тему думает эксперт, — и это, мне кажется, будет интересно и широкой аудитории.

 

Конечно, в видеолекциях вы даете самую актуальную информацию, учитывая последние изменения в законодательстве. Но смогут ли слушатели после обучения отслеживать нововведения самостоятельно? 

Я думаю, здесь моя задача как автора была выступить в роли, так сказать, навигатора, показать, в каких направлениях двигаться. И эта роль реализована мной насколько возможно: я перечисляю все базовые акты, даю на них ссылки. Так что, если у слушателя возникнет необходимость, то понимая, о каком базовом документе идет речь, он сможет зайти в него и увидеть все внесенные туда правки. Конечно, для этого нужно обладать собственной проактивной позицией и желанием в этом разбираться, но курсы дают основу для дальнейшего самостоятельного развития. 

 

Наверное, главное преимущество курсов заключается в том, что вы практикующий специалист, то есть знаете все процессы не только с теоретической точки зрения, но и как они происходят на самом деле.

Да, как практикующий специалист, я действительно очень хорошо понимаю все судебно-арбитражные и правоприменительные тенденции. И в рамках курсов — там и тогда, где это было уместно — я, конечно же, упоминаю о правоприменении, о том, как складывается текущая судебная практика.

И это очень важный момент. Я всегда говорю своим студентам: ты станешь классным и востребованным на рынке специалистом не тогда, когда отлично выучишь все законодательство и теорию — это где-то на троечку. Даже если ознакомишься еще и со всей судебно-арбитражной практикой — это только четыре — четыре с плюсом. Но если ты хочешь быть excellent, то тебе в идеале надо понимать все тенденции и течения правоприменения. А получать эту информацию очень сложно, потому что, как правило, это не публичная история, и чтобы отследить все самому, надо потратить значительное время. Поэтому то, что в рамках видеолекций можно получить знания в отношении правоприменительной практики — это существенный бонус и, наверное, одно из самых ценных преимуществ наших курсов.

 

Что вы думаете об онлайн-курсах как явлении в целом?

Я думаю, что они, наверное, не могут быть полноценной заменой классическому базовому образованию, но отлично подойдут в качестве дополнения. Особенно для тех людей, которые занимают проактивную позицию. Потому что я считаю, что успешным в профессии может быть только тот человек, который постоянно учится. Например, в моей сфере, как я уже говорила, необходимо постоянно отслеживать тенденции: даже за последние полгода появились десятки новых нормативных правовых актов, если не сотни. И вот для актуализации знаний онлайн-курсы очень в помощь. 

Конечно, для этого нужно обладать определенной самодисциплиной, потому что никто тебя на лекцию не гонит, никто посещаемость не отмечает. Но для людей с высокой степенью самоорганизации большой плюс онлайн-курсов в том, что ты можешь управлять своим временным ресурсом, как тебе удобно: допустим, есть у тебя сейчас 10 минут — ты что-то послушал, поставил на паузу, потом еще нашел время и еще… Это действительно похоже на учебник: захотел открыл, захотел закрыл, возишь его с собой.

 

Может быть, вы хотели бы отметить какие-то важные моменты для тех, кто собирается начать обучение на ваших курсах? 

Вы знаете, я считаю, что в моей профессиональной сфере очень мало специалистов. Когда я начинала писать диссертацию («Исполнение налоговой обязанности по уплате таможенных платежей: по материалам Северо-Западного региона», 2003 г. — прим. ред.), мне говорили: «Таможенные отношения, статус плательщика… Почему ты, юрист, вообще этим озадачилась? Это ведь экономический вопрос, экономические категории». А потом оказалось, что в правовой сфере вообще нет специалистов в этой области. И их так и остается очень ограниченное количество. То есть в рамках юридической специализации сфера внешнеэкономической деятельности уникальна. Сейчас я расширяю практику, и мне днем с огнем не найти юристов с навыками и умениями в сфере таможенного, внешнеторгового регулирования. Вы бы видели, сколько я к этому прилагаю усилий. Особенно специалистов, которых я могу отправить защищать интересы клиентов в суде, — их почти нет. 

Так что я уверена: если вы заинтересуетесь сферой правового регулирования, сможете в ней разобраться, уделите этому свое время и приложите усилия, то станете индивидуальными и очень востребованными специалистами. Поэтому всем-всем смотреть онлайн-курсы!

 

Хотели бы вы что-нибудь пожелать вашим слушателям?

Я думаю, что пожелать можно только задора — это для любой профессии важно! 

©Санкт-Петербургский государственный университет
2024 год