СПбГУ на заседании членов правления Всемирного Союза МООК

09.12.2022

7 декабря 2022 года состоялось ежегодное заседание членов правления Всемирного Союза МООК (Global MOOC and Online Education Alliance) — объединения, в котором СПбГУ, как лидер отечественного рынка онлайн-образования, выступает соучредителем и единственным представителем России. 

Для удобства участников, находящихся в разных часовых поясах, мероприятие прошло в формате трех сессий. В одной из них объединились представители Университета Цинхуа, Чжэцзянского университета, международной образовательной онлайн-платформы XuetangX, тайской образовательной онлайн-платформы Thai MOOC, Монгольского университета науки и технологии и Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Заседание открыл ректор Университета Цинхуа профессор Ван Сицинь, возглавляющий правление GMA. Он тепло приветствовал собравшихся и отметил важность международного сотрудничества в области развития доступного онлайн-образования, внедрения инноваций и привлечения внимания общественности к цифровой трансформации образования будущего, которая ставит перед образовательными организациями все новые задачи, в том числе прозрачность и честность обучающего процесса, требующие совместного рассмотрения и общих усилий для их решения.

Затем слово перешло главе секретариата GMA госпоже Ван Сяосяо. Она представила подробный отчет о деятельности Союза за прошедший год, рассказав о реализованных проектах и инициативах. 

Так, в рамках проекта по повышению цифровой грамотности были проведены мероприятия, призванные помогать университетам в расширении возможностей учебных ресурсов с целью развития цифровизации и инклюзивности образовательного процесса. Данная инициатива включала различные лекции и практические занятия для студентов и преподавателей. 

Также в 2022 году Союзом MOOK была организована серия «Диалогов об онлайн-образовании» (Online Education Dialogues), в ходе которых эксперты организаций, входящих в GMA, имели возможность поделиться друг с другом опытом и идеями по различным вопросам, связанным с онлайн-обучением. Данные встречи привлекли более 470 тысяч участников.

 

Вторая часть заседания была посвящена докладам о последних достижениях и разработках в сфере онлайн-обучения от университетов и других организаций — членов Союза, участвующих в сессии. Ван Шуайго, глава международной образовательной онлайн-платформы XuetangX, где реализуются в том числе онлайн-курсы СПбГУ, сообщил, что количество слушателей платформы в этом году превысило 100 миллионов. Представители онлайн-платформы Thai MOOC рассказали о развитии функционала различных сервисов для обучающихся, а профессор У Цзянь из Чжэцзянского университета поделилась опытом применения технологий дополненной реальности при проведении гибридных занятий.

 

От Санкт-Петербургского государственного университета выступил член исполнительного комитета Всемирного Союза МООК, и. о. первого проректора по цифровой трансформации и информационной безопасности, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Андреевич Старостенко по поручению ректора СПбГУ Кропачева Н. М. В первой части своей речи он выразил позицию Университета в отношении обеспечения доступности обучения, отметив, что СПбГУ, как крупнейший вуз и центр развития онлайн-образования России, видит неотъемлемой и важнейшей частью своей деятельности содействие каждому, кто стремится к получению знаний. Именно этот принцип отразился в работе СПбГУ после блокировки всего российского контента на международной образовательной платформе Coursera. Наблюдая высокую заинтересованность слушателей в продолжении обучения на онлайн-курсах СПбГУ и руководствуясь желанием как можно быстрее вернуть им такую возможность, Университет не только в кратчайшие сроки осуществил перенос более 100 обучающих онлайн-продуктов на Национальную образовательную онлайн-платформу «Открытое образование», но и оказал большую поддержку зарубежной аудитории, предоставив бесплатный доступ ко всем англоязычным онлайн-курсам СПбГУ:  https://spbu.ru/news-events/novosti/bolee-100-novyh-onlayn-kursov-spbgu-stanut-dostupny-na-platforme-otkrytoe 

В основной части доклада Владимир Андреевич перешел к вопросу, который уже поднимался им на предыдущем заседании правления Всемирного Союза МООК, касающемуся обеспечения прозрачности и честности оценивания знаний в академической среде в условиях текущей цифровой трансформации университетов. Онлайн-курсы СПбГУ с дистанционным тестированием активно используются при реализации модели смешанного обучения как в собственном образовательном процессе Университета, так и в образовательном процессе других вузов. Например, в рамках 2021/2022 учебного года было проведено 48 918 итоговых тестирований по онлайн-курсам. Такой большой опыт позволяет выявить проблемы и несовершенства процессов, связанных со сдачей экзаменов в дистанционном формате, а также помогает в создании и развитии инициатив, способствующих решению данных вопросов. На протяжении последнего года СПбГУ вел продуктивную работу в этом направлении и достиг немаловажных результатов. 

Во-первых, по инициативе СПбГУ Ассоциацией ведущих университетов были утверждены Единые правила прохождения промежуточной аттестации и итоговой аттестации с использованием процедуры контроля за ходом дистанционных испытаний (прокторинга). Такая унификация поможет достичь максимальной справедливости онлайн-оценивания, избежать возникающих на данный момент трудностей и облегчить процесс как для обучающихся, так и для вузов. 

Еще одним вектором развития СПбГУ в области проведения испытаний в дистанционном формате в этом году стала разработка и продвижение концепции Ассоциации «Лига академической честности Российской Федерации» — объединения образовательных организаций высшего образования в России, главной целью которого станет повышение качества образования путем продвижения принципов академической честности и научной этики, а также содействие в реализации направленных на развитие данных принципов образовательных инициатив и расширение взаимовыгодного сотрудничества между вузами. Деятельность Лиги предполагает следование принципам открытости, справедливости и уважения прав и свобод всех участников образовательного процесса.

В завершении доклада Владимир Андреевич предложил всем собравшимся войти в состав рабочей группы по созданию «Лиги академической честности», а также рассмотреть возможность разработки единой глобальной системы оценки знаний слушателей в дистанционном формате.

 

Организаторы и участники заседания позитивно отреагировали на данные предложения и проявили живой интерес к представленной теме, обсуждение которой продолжилось на последовавшей за докладом дискуссии. Собравшиеся подтвердили актуальность и важность вопроса справедливости и прозрачности процесса онлайн-оценивания — как в рамках повышения эффективности учебного процесса их организаций, так и в качестве серьезного шага для глобального развития сферы онлайн-обучения. В связи с этим идея создания рабочей группы по разработке международных стандартов была широко поддержана и отмечена как важная инициатива в достижении совместных целей.

Завершил заседание проректор Университета Цинхуа профессор Пэн Ган. Он выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество и объединение усилий в развитии сферы онлайн-образования на международном уровне.

©Санкт-Петербургский государственный университет
2024 год