Оптическая наука и визуальные искусства: От Античности до XVII века. Часть 2

Этот курс можно пройти в составе специализации «Взаимодействие науки с искусствами и технологиями».

Данный онлайн-курс является третьей частью цикла курсов СПбГУ, посвященного рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применения в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. Третья часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями во времена Ренессанса и эпохи Просвещения. 

О курсе

Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В видеолекциях в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли эпохи Ренессанса и эпохи Просвещения. Слушатели познакомятся со взглядами на природу цвета, света и зрения корифеев Возрождения: Франсуа Агвилони, Филиппо Брунеллески и, конечно, Леонардо да Винчи, которому в курсе посвящен отдельный урок. Также слушатели познакомятся с «магом из Неаполя» Джамбаттистой делла Порта, смогут проследить процесс передачи революционных научных идей эпохи Просвещения от Иоганна Кеплера, Галилео Галилея к их последователям и эволюцию их идей в текстах более поздних авторов. Слушатели ознакомятся с содержанием важнейших трактатов по оптике тех эпох, узнают, что такое «перспектива» в понимании авторов XV–XII вв. и в чем заключался принцип работы главных оптических инструментов того времени — камеры-обскуры и «волшебного фонаря», а кроме того — поймут, как только зарождающаяся в то время наука оказала влияние и отразилась на полотнах художников.

Программа курса

Модуль 1. Науки и искусства Ренессанса

Урок 1. Горизонты Возрождения

  • Характеристика эпохи. На грани науки и искусства
  • Гуманизм и Реформация. Человек в изменяющемся мире
  • Образование и наука: университеты VS академии

 

Урок 2. Ренессансная Перспектива

  • Рождение художественной Перспективы
  • Линейная перспектива глазами классиков
  • Перспектива и Обскура. Метод Брунеллески

 

Урок 3. Оптика Леонардо да Винчи

  • Хронология оптических исследований
  • Три перспективы и светотень
  • Эксперименты. Глаз и зрение. Камера-обскура
  • Оптические инструменты Леонардо

 

Модуль 2. На пути к оптической революции

Урок 4. Трансформация Перспективы

  • Вклад Альбрехта Дюрера
  • Практические Перспективы XVI века
  • «Оптикорум» Франсуа Агвилони

 

Урок 5.  Первые оптические трактаты

  • Photismi — «Просвещение о свете и тени»
  • Diaphaneon — «О преломлении»
  • Столбовая дорога или тупиковый путь?

 

Урок 6. Джамбаттиста делла Порта: шоумен или ученый?

  • Маг из Неаполя
  • Чудеса «Натуральной магии»
  • «Висящие» образы
  • Модификация обскуры
  • De Refractione. Reassessment
  • Оптика атмосферы и другие «колебания света»

 

Модуль 3.  Фундамент научной революции

Урок 7. Век рационализма

  • Характеристика эпохи. Наука XVII века
  • Характеристика эпохи. Искусство XVII века
  • Перспективные анаморфозы
  • Калейдоскопы и зеркальные анаморфозы

 

Урок 8. Линзы и зеркала

  • Рождение телескопа. Оптика Галилея и Кеплера
  • «Иезуитская» оптика
  • Рождение микроскопа

 

Урок 9. Светоносный эфир и цветовая палитра

  • Свойства эфира и скорость света
  • Дисперсия света и цвета радуги
  • Гармония света, цвета и звука
  • Пигменты и палитры

 

Модуль 4. Волшебная сила искусства

Урок 10. Рождение оптических медиа

  • Расцвет оптической магии
  • На сцену выходит Laterna Magica
  • «Универсальная машина» XVII века

 

Урок 11. Оптика и живопись. Секреты старых картин

  • Дэвид Хокни и камера-обскура
  • Гипотеза: аргументы живописные
  • Гипотеза: аргументы оптические
  • В центре — Делфт, вокруг — жаркие споры
  • Art & Optics. Заключительный аккорд

Беседа С. К. Стафеева с И. С. Дмитриевым о роли коперниканской революции в развитии научного знания

Обучающийся будет:

Знать:
・ключевые события, касающиеся истории оптики эпох Возрождения и Просвещения;
・ключевые философские концепции оптики Возрождения и Просвещения, а также эволюционный путь этих концепций;
・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.

Владеть:
・навыками работы с художественными и иными текстами;
・навыками историко-философского анализа;
・сведениями по истории науки и искусства периодов Возрождения и Просвещения.

Уметь:
・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;
・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;
・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта.

Записаться на курс:
Авторы курса:

  • Сергей Константинович Стафеев
    Доктор технических наук, профессор Института когнитивных исследований СПбГУ
©Санкт-Петербургский государственный университет
2024 год