Оптическая наука и визуальные искусства: От Античности до XVII века. Часть 2
Этот курс можно пройти в составе специализации «Взаимодействие науки с искусствами и технологиями».
Данный онлайн-курс является третьей частью цикла курсов СПбГУ, посвященного рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применения в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. Третья часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями во времена Ренессанса и эпохи Просвещения.
О курсе
Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В видеолекциях в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли эпохи Ренессанса и эпохи Просвещения. Слушатели познакомятся со взглядами на природу цвета, света и зрения корифеев Возрождения: Франсуа Агвилони, Филиппо Брунеллески и, конечно, Леонардо да Винчи, которому в курсе посвящен отдельный урок. Также слушатели познакомятся с «магом из Неаполя» Джамбаттистой делла Порта, смогут проследить процесс передачи революционных научных идей эпохи Просвещения от Иоганна Кеплера, Галилео Галилея к их последователям и эволюцию их идей в текстах более поздних авторов. Слушатели ознакомятся с содержанием важнейших трактатов по оптике тех эпох, узнают, что такое «перспектива» в понимании авторов XV–XII вв. и в чем заключался принцип работы главных оптических инструментов того времени — камеры-обскуры и «волшебного фонаря», а кроме того — поймут, как только зарождающаяся в то время наука оказала влияние и отразилась на полотнах художников.
Программа курса
Модуль 1. Науки и искусства Ренессанса
Урок 1. Горизонты Возрождения
- Характеристика эпохи. На грани науки и искусства
- Гуманизм и Реформация. Человек в изменяющемся мире
- Образование и наука: университеты VS академии
Урок 2. Ренессансная Перспектива
- Рождение художественной Перспективы
- Линейная перспектива глазами классиков
- Перспектива и Обскура. Метод Брунеллески
Урок 3. Оптика Леонардо да Винчи
- Хронология оптических исследований
- Три перспективы и светотень
- Эксперименты. Глаз и зрение. Камера-обскура
- Оптические инструменты Леонардо
Модуль 2. На пути к оптической революции
Урок 4. Трансформация Перспективы
- Вклад Альбрехта Дюрера
- Практические Перспективы XVI века
- «Оптикорум» Франсуа Агвилони
Урок 5. Первые оптические трактаты
- Photismi — «Просвещение о свете и тени»
- Diaphaneon — «О преломлении»
- Столбовая дорога или тупиковый путь?
Урок 6. Джамбаттиста делла Порта: шоумен или ученый?
- Маг из Неаполя
- Чудеса «Натуральной магии»
- «Висящие» образы
- Модификация обскуры
- De Refractione. Reassessment
- Оптика атмосферы и другие «колебания света»
Модуль 3. Фундамент научной революции
Урок 7. Век рационализма
- Характеристика эпохи. Наука XVII века
- Характеристика эпохи. Искусство XVII века
- Перспективные анаморфозы
- Калейдоскопы и зеркальные анаморфозы
Урок 8. Линзы и зеркала
- Рождение телескопа. Оптика Галилея и Кеплера
- «Иезуитская» оптика
- Рождение микроскопа
Урок 9. Светоносный эфир и цветовая палитра
- Свойства эфира и скорость света
- Дисперсия света и цвета радуги
- Гармония света, цвета и звука
- Пигменты и палитры
Модуль 4. Волшебная сила искусства
Урок 10. Рождение оптических медиа
- Расцвет оптической магии
- На сцену выходит Laterna Magica
- «Универсальная машина» XVII века
Урок 11. Оптика и живопись. Секреты старых картин
- Дэвид Хокни и камера-обскура
- Гипотеза: аргументы живописные
- Гипотеза: аргументы оптические
- В центре — Делфт, вокруг — жаркие споры
- Art & Optics. Заключительный аккорд
Беседа С. К. Стафеева с И. С. Дмитриевым о роли коперниканской революции в развитии научного знания
Обучающийся будет:
Знать:
・ключевые события, касающиеся истории оптики эпох Возрождения и Просвещения;
・ключевые философские концепции оптики Возрождения и Просвещения, а также эволюционный путь этих концепций;
・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.
Владеть:
・навыками работы с художественными и иными текстами;
・навыками историко-философского анализа;
・сведениями по истории науки и искусства периодов Возрождения и Просвещения.
Уметь:
・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;
・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;
・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта.
-
Все курсы цикла
-
Сергей Константинович Стафеев
Доктор технических наук, профессор Института когнитивных исследований СПбГУ