Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя
Курс представляет собой попытку всестороннего взгляда на Гоголя-художника и его место в истории русской литературы. В лекциях освещены творческая эволюция и биография писателя, вопросы восприятия гоголевского творчества и его интерпретации в искусстве.
О курсе
Гоголь — одна из самых значительных фигур в русской литературе и вместе с тем, несомненно, — самый загадочный из русских писателей. Вокруг его имени и биографии сложилось множество легенд, порой совершенно невероятных, а его творчество до сих пор остается предметом самых разных, зачастую противоречащих друг другу истолкований.
Кто же такой Гоголь? Комический бытописатель или проповедник-моралист? Основоположник критического реализма или мастер гротеска и провозвестник модернизма? Демократ-революционер или консерватор-монархист? Гуманист или православный мистик и аскет? В нашем курсе мы попытаемся проникнуть в тайну гоголевского искусства, которую читатели постигают вот уже почти два столетия.
Мы рассмотрим основные этапы творческого пути Гоголя и проследим, как развивалось его поэтическое мировоззрение. Предметом нашего внимательного анализа станут основные произведения писателя — от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до «Выбранных мест из переписки с друзьями». Мы охарактеризуем литературную эпоху, которой принадлежит творчество Гоголя: поговорим о том, какое влияние оказало на писателя литературное окружение и какое воздействие он сам оказал своими произведениями на движение русской литературы. Отдельная тема будет посвящена музыкальной, театральной и кинематографической гоголиане.
Программа курса
Модуль 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Начало пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и русская романтическая беллетристика. Сюжет цикла.
Модуль 2. «Миргород». «Старосветские помещики». «Тарас Бульба». «Вий». «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Модуль 3. «Петербургские повести». «Арабески» и «Петербургские повести». Петербургский миф в русской литературе. «Петербургские повести»: поэтика и проблематика.
Модуль 4. «Ревизор». Поэтика комедии. Комедия и ее зрители.
Модуль 5. «Мертвые души». «Мертвые души». Первый том. Книга, читатели и автор. «Выбранные места из переписки с друзьями»
Модуль 6. Гоголь в искусстве. Гоголь на театральной сцене. Гоголь в кино. Гоголь в музыке.
Результаты обучения
По завершении этого курса учащиеся будут:
Знать:
1. закономерности развития русской литературы в первой половине XIX века;
2. основные вехи биографии и творчества Н. В. Гоголя;
3. фабульно-сюжетное содержание анализируемых в курсе произведений Н. В. Гоголя;
4. особенности восприятия гоголевского творчества современниками и читателями последующих эпох;
5. историю рецепции творчества Гоголя в музыкальном, театральном и киноискусстве.
Уметь:
1. воспринимать и излагать литературоведческую информацию;
2. интерпретировать художественные произведения с опорой на имеющуюся научную информацию;
3. проводить сопоставительный анализ художественных текстов с учетом жанровых традиций и различных литературных направлений;
4. находить связь исторических событий и культурного контекста с творчеством писателя.
Владеть:
1. основными терминами и понятиями, связанными с литературным процессом изучаемого периода;
2. навыками анализа художественного текста.
-
Евгений Анатольевич Филонов
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ