Методология научного исследования и практической деятельности в РКИ
Автор: Вознесенская Ирина Михайловна, Колесова Дарья Владимировна, Попова Татьяна Игоревна, Рогова Кира Анатольевна, Хорохордина Ольга Витальевна
Курс содержит: 10 аудиолекций
О курсе
Цели и задачи курса: сформировать у студентов представления о методологии современного языкознания, выработать умения самостоятельного научного исследования в русле избранной темы магистерской диссертации. С этой целью научить студентов анализу научной литературы, сформировать умение применять различные методы и подходы к анализу языковых единиц разных уровней, закрепить навыки оформления научной работы.
01
Русский язык как иностранный: актуальные проблемы исследования
Лекция посвящена актуальным проблемам исследования русского языка как иностранного.
02
Исследования по русскому языку как иностранному в магистратуре РКИ: функционально-семантическое направление. Часть 1
В лекции представлена специфика функционально-семантического направления исследований русского языка в аспекте его описания в целях создания лингвистических основ обучения иностранцев русскому языку в рамках магистерской программы на кафедре русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Специфика функционально-семантического направления исследований, занимающегося изучением семантики и функций языковых единиц разных уровней при их употреблении в речи в определённого типа высказываниях-предложениях, выявляется по сравнению с лингвокультурологическим направлением исследований, сосредоточенного на описании национально-специфического компонента семантики языковых единиц, и в сопоставлении с текстовым направлением исследований, нацеленным на изучение текстов как единиц языка и речи.

В лекции рассматриваются понятия ассоциативно-вербальной сети, ассоциативного, функционально-семантического и семантико-синтаксического полей, а также коммуникативно-семантических групп языковых единиц как моделей представления результатов функционально-семантических исследований. Уделяется внимание и значимости для РКИ функционально-семантических исследований контрастивного характера.
03
Исследования по русскому языку как иностранному в магистратуре РКИ: функционально-семантическое направление. Часть 2
Лекция продолжает тему функционально-семантического направления исследования по русскому языку как иностранному.
04
Направления исследований в магистратуре РКИ: лингвокультурологическое направление
В лекции дается представление о лингвокультурологии как о современной междисциплинарной научной дисциплине. Для уточнения специфики этой отрасли знания рассматриваются отличия лингвокультурологии от смежных дисциплин. Показывается важность результатов лингвокультурологических исследований для эффективного изучения РКИ. Рассматриваются основные методы, используемые в этих исследованиях, особое внимание обращается на те методы, которые редко встречаются в других областях знания. Приводятся примеры возможных объектов исследования, говорится о путях их анализа, о решенных задачах и о тех проблемах, которые пока не решены.
05
Направление по изучению текста в магистратуре РКИ
Последние десятилетия в лингвистической науке отмечены развитием такой дисциплины, как лингвистика текста, которая направлена на изучение основ человеческой коммуникации.

Интенсивное изучение текста намечает поворот от лингвистики языка к лингвистике речи, что ставит перед исследователем ряд сложных задач, связанных как с изучением самого феномена текста, так и с взаимодействием между языковыми средствами как единицами языковой системы и их функционированием в тексте. В задачу лекции входит самое общее представление обоих этих явлений.
06
Основные категории методологии лингвистического исследования: структура и содержание магистерской диссертации
В лекции рассматриваются основные фазы научного исследования, такие как проектирование, исследовательская фаза, оформление результатов, рефлексивная. Особое внимание уделяется первой фазе исследования – проектированию, которое включает концептуальную стадию (выявление противоречия, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели исследования); стадия моделирования (построение познавательной модели, гипотеза как предположительное научное знание) и стадию конструирования (определение задач исследования, выбор материала исследования, выбор методики научного исследования). На конкретных примерах показываются особенности исследовательской работы в области описания русского языка как иностранного.
07
Методы исследования лексики и грамматики в аспекте РКИ при функционально-семантическом подходе
В лекции рассматриваются основные методы, применяемые при проведении исследования лексики и грамматики в аспекте РКИ при функционально-семантическом подходе. В связи с накоплением теоретических сведений по теме исследования представлена группа общенаучных методов. Варианты выборочного и экспериментального методов рекомендованы для формирования эмпирической базы исследования. В зависимости от целей проводимого исследования объяснены способы применения количественного метода, методов компонентного, трансформационного, дистрибутивного, валентностного контекстологического анализа и некоторых других методов лингвистического исследования. В завершении отмечена целесообразность применения разных методов для представления результатов проведённого исследования: описательного, наглядно-графического методов и метода моделирования.
08
Выбор материала исследования для анализа языковых и лингвокультурологических единиц
В лекции речь идет о различных способах сбора материала для исследования. Рассматриваются экспериментальные способы (запись фрагментов речи, эксперименты, опросы), говорится о возможностях, которые открываются благодаря единицам, собранным в словарях и корпусах русского языка. Дается общее представление о типах словарей, которые могут быть полезны для лингвистического исследования, а также говорится о тексте как о материале для изучения языковых и лингвокультурологических единиц.
09
Тексты как материал исследования. Выбор материала исследования и методы его анализа. Методы анализа текста: композиционный анализ, мотивный анализ, концептуальный анализ, функционально-стилистический анализ, интертекстуальный анализ
В предыдущих лекциях вы получили знания относительно методов лингвистического исследования единиц разных уровней языковой системы, культурологического аспекта языковых явлений, а также общих принципов организации текста и возможных подходов к их рассмотрению.

В данной лекции речь пойдёт о текстах как материале исследования и методах, которые используются при их анализе. Наличие разных целей, для достижения которых обращаются к тексту в системе РКИ, определяет и отбор текстов, и методы их анализа, что, в свою очередь, определяет и исследовательскую работу с ними. Так, на начальных этапах обучения используются короткие тексты, несущие элементарную информацию об окружающем мире, что определяет принципы их построения и объём используемых языковых средств. На основном этапе обучения усложняется структура текстов, расширяется объём информации, используются языковые средства, способные передать как фактуальную, включая подтекстовую, так и концептуальную информацию. Продвинутый этап обучения связан с текстами высокой сложности, требующими от того, кто с ними работает, знаний, навыков, умения вести «диалог» с автором.

Таким образом, исследовательская работа с текстом, применяемые здесь методы очень многообразны, они связаны с охватом тех параметров текста, которые актуальны для поставленных исследовательских и педагогических задач. Отметим также, что каждый текст может быть отнесён к тому или иному функциональному стилю и нести на себе печать принадлежности тому или иному говорящему.
10
Прагмалингвистические исследования в аспекте РКИ. Выбор материала исследования и методы его анализа
В лекции рассматривается место прагмалингвистических исследований в современном языкознании. Дается общее представление об объекте и предмете прагмалингвистических исследований, направленных на анализ языковых единиц с учетом ситуации общения, интенций участников общения, коммуникативных условий порождения речи. Особое внимание уделяется методам сбора материала. Последняя часть описывает методы прагмалингвистического анализа: дискурсивный анализ, конверсационный анализ, метод коммуникативно-семантических групп.
©Санкт-Петербургский государственный университет
2024 год