Русская литература между «золотым» и «серебряным веком»
Автор: Отрадин Михаил Васильевич
Курс содержит: 9 аудиолекций
О курсе
Важнейшими особенностями литературы этого периода являются заметная «романизация» литературы и взаимопроникновение поэзии и прозы. Поэзия и проза не только «спорят», по очереди захватывая авансцену литературной жизни, но и взаимообогащают друг друга. Прозаические «инъекции» в поэтических произведениях расширяют пределы возможной эстетической реакции читателя. Литература этого периода дает яркие образцы сосуществования различных жанров в пространстве одного романа («Петербургские трущобы» В.Крестовского, «Обрыв» И.Гончарова). Романная трилогия И.Гончарова – пример того, как может резко меняться образ Петербурга в творчестве одного писателя.
01
Романы И.Гончарова (1 и 2 части)
Романы И.Гончарова (1 часть)
В лекции рассматриваются основные особенности уникального для русской прозы типа героя, который был создан в романах И.Гончарова, а также анализируется «Сон Обломова» — ключевой фрагмент наиболее известного произведения писателя.

Романы И.Гончарова (2 часть)
В лекции анализируются основные особенности авторской позиции в романах И.Гончарова и своеобразие проблематики этих произведений, которая далеко выходит за рамки изображения жизни русского дворянства середины 19 века.
02
Книга И.Гончарова «Фрегат Паллада» в ряду русских литературных путешествий 19 в.
Лекция посвящена произведению, которое в течение длительного времени почти не становилось предметом серьезного изучения. В ней показано, что кажущийся простым описанием экзотических стран травелог И.Гончарова представляет собою сложнейшее произведение, в котором выражены значимые для писателя антропологические и социальные проблемы.
03
Роман В.Крестовского «Петербургские трущобы» — «бестселлер» девятнадцатого века
Литературный «бестселлер» 19 века «Петербургские трущобы» рассматриваются в лекции в первую очередь не как авантюрный роман с захватывающим сюжетом, а как изображение низов столичного общества, ставящее перед читателем сложные нравственные вопросы.
04
Петербург в поэзии Н.Некрасова
В лекции показано, как за, казалось бы, непритязательными бытовыми зарисовками в поэзии Н.Некрасова встает противоречивый и сложный образ города, оказавшийся актуальным для модернистской поэзии начала 20 века.
05
Пьеса А.Островского «Бесприданница»
В лекции классическая драма А.Островского анализируется как художественное целое, построенное на столкновении разнообразных порывов и желаний в противоречивой психологии героев, несводимых к общественным типам.
06
Петербург в русском очерке 19 века
В лекции анализируется развитие русского очерка, сложное и подчас противоречивое изображение столичной жизни в котором подготовило развитие классического романа.
07
Михаил Бакунин: быль и легенда. Бакунин в творческом сознании Тургенева и Достоевского
Один из создателей анархического движения, один из наиболее ярких представителей знаменитого поколения «людей 1840-х годов», М.Бакунин рассматривается в лекции как уникальная личность, бывшая в центре внимания создателей русских классических романов.
08
Книга А.Герцена «Былое и думы»: принципы изображения личности
В лекции рассматривается история создания и проблематика одного из наиболее своеобразных произведений русской прозы 19 века, книги, не вписывающейся в рамки какого бы то ни было жанра и все же оказавшей огромное влияние на мировую литературу.
09
А.Фет и традиции романса (Ап.Григорьев, Я.Полонский, А.Апухтин)
В лекции рассматриваются причины, по которым жанр романса, обычно воспринимаемый как низовой, оказывается важным и востребованным для выдающихся русских поэтов второй половины 19 века и читающей публики.