Русская традиционная культура
Автор: Никитина Алла Владимировна
Курс содержит: 12 аудиолекций
О курсе
Учебно-методический комплекс по курсу «Русская традиционная культура» разработан на основе лекций доцента Санкт-Петербургского государственного университета А.В.Никитиной. Основная цель курса – познакомить учащихся с существующим в русской народной традиции блоком ключевых обрядов жизненного цикла.
01
Обряды. О цикличности и ритмичности
С чего начинается знакомство с культурой другого народа. Соотношение обряда и мифа. Значение обряда. О взаимоотношении «малого» и «большого» миров. Организующие традиционное существование ритм и цикличность. К понятию «обряды перехода». Представления о существовании различных миров (в рамках оппозиции «свой–чужой»). О единстве пространства и времени в мифологической модели мира. Роль слова в обрядовом действии. Единство жизни и смерти в традиционном мировосприятии. Ключевая идея «обрядов перехода» – «через смерть к возрождению». Главная задача ритуала. Пять стадий «обряда перехода».
02
Реинкарнационный круг. О трехчастности родинного цикла
Реинкарнационный круг (связь поколений – родовая связь). Обрядовый комплекс «роди́ны». Распространенные обычаи и приметы, связанные с беременностью и родами, принятые формы трансляционной магии. Роли основных действующих лиц обрядового комплекса «роди́н»: роженицы (маркеры готовности к переходу), повитухи (ее статус и функции), отца ребенка. Что представляет собой «кувада».
03
Вербальная и другие формы магии
Помощь в родах – первая, она же главная, задача повитухи. Вербальная и другие формы магии. О пуповине, пуповинном узелке и плаценте. Знаки счастливой судьбы: магия амниона и функции родительской рубашки (в рамках оппозиции «мужской–женский»). Вторая задача повитухи – защита роженицы и новорожденного. О «наведах» и гостинцах «на зубок». Мотив забвения перехода. Имя как социальный знак.
04
Система двойных имен
Система двойных имен (соотнесенность имен «своих» и «чужих», языческих и христианских, имен и прозвищ). Значение имянаречения. Банное имя и крестины. Выбор крестных родителей и их функции. Крестильный обед («бабина каша»). Обряд «размоин». «Годины» и «застрижки».
05
Свадебный обрядовый комплекс. Сватовство
Время осенних свадеб. Традиционный взгляд на брак. Ритуальные плачи. Брачный возраст и некоторая специфика в выборе брачного партнера. Свадебный обрядовый комплекс. Сватовство и обычай «глядеть место».
06
Сговор. Плачевая традиция. Девичник
Сговор («рядная запись», богомолье, смотрины, завешивание и подарки от жениха). Свадебный обрядовый хлеб и его соотношение с судьбой. Предсвадебная неделя у невесты: посиделки, дошивание приданого, ритуальные плачи. Несколько слов о плачевой традиции. Девичник (расплетение косы невесты). О значении волос в свадебном обряде. Обряд «чесания кудрей» жениху.
07
Баня. Свадебный день
Последняя «своя» баня невесты (ритуал и значение). Свадебный день: «заигрывание» свадьбы, бужение невесты («вещий сон»), беспрецедентные меры защиты новобрачных (вербальная и акциональная магия). Родительское благословение. Номинация свадебных чинов с позиции экзогамии. О специфике функций дружки. Поезжане на праздничном застолье у невесты (выкуп места, выкуп невесты). Отъезд к венцу.
08
Свадебный день. Обряды послесвадебные
Нелегкий путь к венчанию (козни колдунов). Противостояние колдуна и дружки. Венчание – судьбоносное действо (поведение венчающихся, огонь свечей, обмен кольцами и т. д.). Встреча от венца: раскрывание молодой. Княжий пир. Одаривание и чествование свадебников. Брачный покой (значение «честности» и «нечестности» молодой). Обычай «обсыпания» брачного ложа. Старинный обряд разувания молодого. Ритуальное проведывание молодых. Постсвадебные ритуальные действия (бужение, «избу сорить», «поиски ярки», проверка молодой хозяйки). «Отводины» и «к теще на блины».
09
Смерть как предопределение свыше. О духовном завещании. Приготовления
Каков облик Смерти. Цикл обрядов похорон. Смерть как предопределение свыше. О знании своего смертного часа. Смерть «по грехам» (представления об ужасной доле неблагополучных покойников; смерть колдунов). Приготовления к смерти: соборование умирающего, духовное завещание, изготовление «смертной одежды» и «вечного дома». Разнообразие примет на смерть. Быть при смерти – быть «на пороге».
10
Переплетение в народной традиции дохристианских и христианских представлений о мире «ином». Система примет, оберегов, запретов
Переплетение в народной традиции дохристианских и христианских представлений о мире «ином». Первая ступень помощи уходящему – снятие преград и обеспечение начала перехода: смерть на соломе, вода для души, зажжение смертной свечи и несколько слов о соборовании. Сборы в дорогу: обмывание и обряжение покойника. О том, как быть с атрибутами обмывания. Одежда «на смерть» (краткий экскурс в историю). Система примет, оберегов и запретов, связанных со смертной одеждой.
11
Система оберегов акциональных и вербальных
Действующая система акциональных и вербальных оберегов в помощь уходящему и для защиты живых (чтоб «не бродил», «не смотрел», «не пытался взять с собой»). Дом, в котором есть покойник, – нечистый дом: выполнение предписанных запретов для родных и для окружающих. Умерший не должен быть один и в темноте (ритуальное «карауленье» мертвеца). Роль и значение погребальных плачей. Переселение покойного завершается: обустройство «нового дома» (гроб, могила), «все свое беру с собой», проводы с напутствием, отпевание и погребение.
12
Переселение на «новое место жительства». Плачевая традиция
Архаический обычай – «карауленье» на свежей могиле. Представления о моментах обязательного поминовения, связанного с фазами «перехода» умершего (языческая и христианская трактовка). Поминки после похорон. «Сорочины» – последнее «прости». Установленное поминальное время: общие дни поминовения – родительские субботы. Радуница. Троицкая, или Духовская, суббота. Дмитровская, или Дедова, суббота.
©Санкт-Петербургский государственный университет
2024 год