Советская архитектура 1920-х — 1950-х годов
Автор: Сперанская Варвара Сергеевна
Курс содержит: 10 аудиолекций
О курсе
Учебно-методический комплекс по курсу «Советская архитектура 1920-х — 1950-х годов» разработан на основе лекций профессора кафедры дизайна Санкт-Петербургского государственного университета В.С. Сперанской. В цикле освещается один из важнейших в истории современного отечественного зодчества период — время формирования принципиальных основ его становления. На основе диалога двух универсальных художественных систем (авангардной и ордерной) последовательно прослеживаются историко-культурные и социально-идеологические предпосылки развития советской архитектуры, освещаются вопросы стиле- и формообразования, поиски нового архитектурного образа, анализируются наиболее яркие и значительные проекты и постройки.
01
Введение в цикл лекций «Советская архитектура 1920-х — 1950-х годов»
Представлена общая картина развития отечественного зодчества первой половины ХХ века. Рассмотрен процесс становления советской архитектуры, начиная с истоков ее сложения до конца 1940-х — начала 1950-х годов. Анализируются основные стилистические направления этого периода, которые складываются в сложном взаимодействии новаторских достижений и трансформации классического наследия. Архитектура представлена во взаимодействии с культурой времени в ее зависимости от художественных, социальных процессов и исторических катаклизмов.
02
Неоклассицизм 1910–1914 годов — одна из граней расцвета русской архитектуры начала ХХ века
Лекция посвящена характерным особенностям архитектуры русского неоклассицизма 1900-х — 1910-х годов. В центре внимания новое творческое направление, которое противопоставило себя эклектике и модерну. На фоне общего развития культурной и художественной жизни России начала ХХ века показан процесс сложения архитектурного стиля, исходящего из программы ретроспективизма, и роль в этом процессе деятелей культуры, искусства и архитектуры. Рассматриваются творческие концепции ретроспективизма и его основного ответвления, ориентированного на классическое наследие античности, эпохи Возрождения и русского классицизма конца XVIII — начала XIX века. Анализируются работы зодчих И. В. Жолтовского, И. А. Фомина, В. А. Щуко, А. Е. Белогруда и других, воплотивших в своих работах связь времен — минувших и будущих.
03
Формирование авангардных течений в русском искусстве предреволюционного десятилетия. Их роль в выработке альтернативы классическим приемам архитектурной композиции
В лекции представлены течения, теории, художники — их суждения и работы периода русского предреволюционного авангарда. Наряду с рассмотрением общих проблем авангардного искусства начала ХХ века, анализируется его стилеобразующее влияние на становление новой архитектуры. Рассказывается о великих художниках-новаторах — В. Кандинском, К. Малевиче, В. Татлине и других, внедривших ценности авангардного мышления в практическую архитектурно-художественную деятельность, развернувшуюся после Октябрьской революции 1917 года.
04
Революционный романтизм советской архитектуры и искусства 1917–1920-х годов
Веер разноречивых художественных направлений и тенденций разворачивается в первые послереволюционные годы, пронизанные романтическими устремлениями и надеждами на будущее. Супрематизм, конструктивизм, аналитическое искусство и альтернативное им искусство «бумажной архитектуры» зодчих-традиционалистов характеризует этот период. Рассматриваются основные явления и события художественной жизни первых лет Октября — праздничные оформления городов, осуществление плана монументальной пропаганды, а также, в качестве главного — новаторские достижения художников, определивших путь, по которому вскоре пойдет русская авангардная архитектура 1920-х годов.
05
Авангардные идеи рационализма в архитектуре 1920-х годов
1920-е годы в архитектуре характеризуются острой постановкой проблемы художественной формы. Появление двух основных, ярких направлений — рационализма и конструктивизма — определяет творческую жизнь раннего периода советской архитектуры. Лекция посвящена одному из этих направлений — рационализму, рассмотрению концепции его формообразования и сложения школы рацио-архитектуры Николая Ладовского. Рассматриваются работы архитекторов, близких кругу идей рационализма — Эль-Лисицкого и Константина Мельникова.
06
Конструктивизм — ведущее направление в теории и практике советской архитектуры 1920-х — начала 1930-х годов
Лекция посвящена магистральному авангардному архитектурному направлению 1920-х годов — конструктивизму. Рассматривается концепция его формирования, ориентированная на выявление функционально-конструктивной основы здания и создание новой жизненной среды. Анализируются конкурсный проект на здание Дворца труда (1923 год) братьев Весниных, который становится манифестом новой архитектуры, и другие проектные предложения архитекторов, отражающие творческое кредо его лидеров. В центре внимания — сложение нового функционального метода, в разработку которого значительный вклад внес архитектор М. Гинзбург. Рассказывается о творчестве «поэта и надежды русского конструктивизма» Иване Леонидове — одной из вершин советской архитектуры 1920-х годов.
07
Творческая деятельность советских архитекторов в русле конструктивизма и рационализма: поиски в области общественных зданий, жилища и в градостроительстве
В лекции анализируются сложные и противоречивые процессы развития проектной и практической деятельности архитектуры 1920-х — начала 1930-х годов. В этой фазе развития авангардного архитектурного творчества преобладают реальные задачи, направленные на воплощение идей рационализма и конструктивизма в области новых типов жилых и общественных зданий. Рассматриваются проекты домов-коммун и варианты градостроительных утопий. Показаны примеры архитектурной практики представителей неоклассицистического направления. Становление архитектуры 1920-х — начала 1930-х годов рассматривается параллельно с раскрытием индивидуальных особенностей отдельных творческих личностей — зодчих И. Голосова, М. Гинзбурга, А. и В. Весниных и других, с одной стороны, и И. Фомина, И. Жолтовского, А. Щусева, В. Щуко — с другой.
08
Конкурс на здание Дворца Советов в Москве и его влияние на дальнейший процесс развития отечественного зодчества
В лекции обсуждаются узловые моменты переломного периода в развитии советской архитектуры 1930-х годов. Рассматривается конкурс проектов на строительство Дворца Советов, проходивший в 1930–1933 годах, который продемонстрировал решительные перемены творческой направленности архитектуры: отход от конструктивизма и поворот к ордерным классическим основам зодчества. В контексте эпохи анализируются памятники архитектуры, воплощающие образы нового времени. Раскрывается феномен стиля ар‑деко, проявивший себя в советской архитектуре 1930-х — 1940-х годов.
09
Монументальный неоклассицизм ленинградской архитектуры 1930-х — 1940-х годов
Установка на новизну, опора на достижения современной строительной техники и одновременно ориентация на вечные ценности традиционной ордерной архитектуры становятся отличительными особенностями ленинградской школы зодчества 1930-х — начала 1940-х годов. С полным основанием это время рассматривается как эпоха монументального неоклассицизма ленинградской архитектуры. Анализируются работы мастеров крупного творческого масштаба — Е. А. Левинсона, Н. А. Троцкого, Л. М. Тверского, А. И. Гегелло, И. И. Фомина, Л. А. Ильина и других.
10
Иван Жолтовский: ренессансная ветвь в советской архитектуре 1930-х — 1950-х годов
Лекция посвящена творческой деятельности выдающегося мастера советской архитектуры И. В. Жолтовского и его роли в сложении советской архитектурной школы 1930-х — 1950-х годов. Работы мастера, до сих пор находящиеся в центре общественного внимания, полемически заостренные к авангардным течениям, неизбежно приводят к мысли о необходимости определенного равновесия между новаторством и соблюдением классических традиций в общем архитектурном процессе.