Традиционная духовная культура в народной словесности. История и современность.
Автор: Черепанова Ольга Александровна
Курс содержит: 11 аудиолекций
О курсе
Курс базируется на принципах и понятиях этнолингвистики в ее синхронном и ретроспективном аспектах, лингвокультурологии, с применением методов семантического, этимологического и текстового анализа.
01
Память культуры и культура памяти
Понятие «культурная память». Письменные и устные формы передачи культурной информации во времени. Отражение феноменов культурной памяти в различных семиотических кодах (словесность, изобразительное искусство, архитектура и др.). Пространство культурной памяти. Элементы сакрализации и символизации прошлого при устной форме передачи культурной информации. Этнолингвистика как основная методологическая база изучения народной культуры в ее языковом и речевом проявлении. Этно-национальная специфика культурной памяти. Культура исторической памяти в современном российском обществе.
02
Мифологический мир Русского Севера по материалам народной словесности ХIХ–ХХ веков
Мифологические представления и их место в традиционной культуре. Русский Север и его место в этнолингвистическом ландшафте современной Славии. Лексические мифологемы, их типология Общая функциональная классификация мифологических персонажей Русского Севера по материалам ХIХ–ХХ вв.
03
Глубина культурной памяти: слово как свернутый культурный текст
Слово как носитель культурной информации. Глубина культурной памяти, которой может обладать отдельное слово общенародного языка (очерк «Петух и петушиная голова») и лексема регионального характера, диалектизм (очерк «Шуликуны»).
04
Глубина памяти. Текст как хранитель культурной информации
Роль мотива в сохранении культурной семантики текста. Ключевые слова как актанты культурной семантики. Мифологическая семантика быличек о контактах с потусторонним миром: «Три куриные ноги», «Граница миров», «Умершая мать уводит дочь». Примеры реализации мотива контакта миров в его народно-мифологическом варианте в древних книжных текстах.
05
В глубь веков: на перепутье Запада и Востока
Историко-культурные, этнолингвистические и этимологические характеристики некоторых персонажей народной мифологии и их наименований. Отражение разнонаправленных культурных линий в генезисе образов славянской мифологии. Баба-яга – змееногая богиня древних славян. Бука как «устрашитель» детей у русских и Пэк из комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
06
К истокам образов славянской мифологии: от Циклопа до Верлиоки; челнок деда Мазая в пучине культурной памяти
Исторические и этнокультурные страты в славянской мифологии, причины и формы их существования. От античности до европейского Средневековья: Циклоп и Верлиока; влияние соседствующих культур: челнок деда Мазая в пучине культурной памяти.
07
Народная словесность и литературно-книжные источники в исторической перспективе
Генетические связи народной мифологии с древней книжностью. Фараоны, фараонки, фараончики – библейская легенда и ее отражение в народных мифологических представлениях. Взаимодействие историко-генетических пластов национальной культуры. Этнолингвистические параллели между текстами древних памятников и фактами современной народной словесности.
08
Историко-культурные пути мифологических образов и мотивов в словесности Средневековья и Нового времени
От древнеславянской качицы до Качуницы из романа Милорада Павича «Внутренняя сторона ветра». Лексический гапакс качица и его этнолингвистическая расшифровка на основе записей полевых экспедиций 1970-х годов на Русский Север. Поиски этимологических корней слова.
09
Межкультурная коммуникация: традиционная духовная культура народа и агиография Русского Севера ХV–ХVII вв.
Поморское «Житие св. Иоанна и Лонгина Яреньгских» (ХVI в.): историографическое «поле» памятника, движение текста от народной традиции к книжной и каноническим формам агиографии. Отражение народно-мифологических мотивов в тексте жития и в фольклоризированной памяти современных поколений.
10
Агиографическая традиция и мифологические представления в народной словесности ХХ века
Содержательные и языковые черты народной культуры в севернорусской агиографии. Житийная повесть об отце Николае (1999 г., Тотьма, Вологодская область) как произведение «наивной» литературы. Стилистика текста: язык бытописания, традиционная книжность и «новояз» советской эпохи, мотивы чудесного.
11
Некоторые черты мифонимов как маргинальной лексической подсистемы. К соотношению слова и образа в мифологическом материале XIX – начала XXI веков
Некоторые типологические характеристики группы мифологической лексики. К соотношению слова и образа в мифологическом материале ХIХ–ХХI веков. Маргинальные пути возникновения мифологических персонажей и их наименований. Кто такой злыдень? Что такое «пухлый час»? Кто и почему боится Ефимона? Мифологическая лексика в современном бытовом употреблении на Русском Севере и в общенародном языке.