Когда около двух лет назад поступило предложение создать онлайн-курс на основе одного из курсов нашей кафедры (китайской филологии), я, честно говоря, была категорически против. И не я одна. Оно и понятно: мы привыкли работать с крошечными группами, фактически «настраивая» каждого студента, как музыкальный инструмент. Что же в итоге склонило чашу весов? В интернете я наткнулась на группу, которая была посвящена самостоятельному изучению китайского с помощью некой телепередачи, прямо скажем, оставляющей желать лучшего. Я увидела, что огромное количество людей жаждет знаний, но на начальном этапе им бывает сложно отличить качественный контент от некачественного, а интернет пестрит ресурсами, некоторые из которых скорее вредят, чем помогают. Так родилась идея создать курс китайского языка для начинающих. Хочу подчеркнуть, отнюдь не с целью вытеснить профессиональное востоковедческое образование, а из желания помочь тем, кто интересуется языком, но не знает, как реализовать этот интерес.
Было ли страшно браться? Не то слово! Что такое для меня занятие со студентами? Это опыт, помноженный во многом на навык, но всегда приправленный долей экспромта, попытка найти индивидуальный подход к каждому из учащихся, это отдача и горящие глаза студентов. Здесь же всё не так. Ты не видишь аудиторию по ту сторону экрана, не представляешь, кто все эти люди, сколько им лет и с каким багажом они приступили к занятиям, а потому не можешь предвидеть все нюансы, чтобы предоставить как можно более полный материал, потому что некоторые вещи кажутся очевидными и в аудитории никогда не вызывали вопросов. Однако лично мне интересно было взглянуть на тот курс, который я читаю уже много лет, под иным углом, представить какие-то нестандартные объяснения и увидеть результат.
Было ли сложно создать курс? Снова ответ «да». Причём в случае с курсом -китайского сложно было не столько придумать, сколько собрать воедино все фрагменты курса, похожего на лоскутное одеяло, даже не мне, а команде профессионалов, работавшей над курсом. Приходилось проверять и перепроверять, вносить исправления, снова перепроверять. Процесс казался бесконечным, но постепенно начали проступать очертания того, ради чего мы всё это затеяли. Хочу отметить следующее: как бы сложно ни было, автор курса получает колоссальную поддержку, с ним работают настоящие энтузиасты, но при этом не любители, а профессионалы. Моя благодарность безгранична: без них идея не воплотилась бы в жизнь, оставшись лишь сценарием на бумаге.
Было ли тяжело, когда процесс запустился? Думаю, вы уже знаете, что я отвечу. Да. Несмотря на то что всё было проверено и перепроверено сотню раз, то и дело находились мелкие «блохи», которых срочно приходилось отлавливать. Некоторые вещи делались буквально наощупь, поскольку непонятно было, можно ли вообще реализовать подобное в рамках онлайн-курса.