27–28 мая 2024 года в Москве состоялась VI Научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век». Событие объединило экспертов из разных городов России для обсуждения актуальных вопросов, связанных с цифровизацией образования.
СПбГУ на мероприятии представили спикеры Центра развития электронных образовательных ресурсов — директор Центра Анастасия Ковальчук и начальник методического отдела Мария Бурлова.
На секции «Национальная платформа „Открытое образование“ — элемент системы высшего образования» представители вузов-разработчиков обменялись опытом и обсудили особенности создания образовательных онлайн-продуктов и их реализации.
Анастасия Ковальчук выступила с докладом «Классический университет как креативная индустрия в призме онлайн-обучения», в котором рассказала, как неклассические, креативные подходы к созданию научно-популярного и обучающего контента способствуют большему вовлечению слушателей и меняют ландшафт онлайн-образования.
В начале доклада Анастасия представила успехи СПбГУ в области онлайн-обучения: будучи лидером Национальной платформы «Открытое образование» как по количеству курсов и программ, так и по числу слушателей, Университет также является единственной российской образовательной организацией — соучредителем Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов, первым российским вузом, заключившим договор с крупнейшей китайской национальной образовательной онлайн-платформой XuetangX, первым и единственным российским партнером индонезийской образовательной онлайн-платформы ICE Institute.
«С самого начала развития онлайн-обучения, понимая специфику формата, СПбГУ отказался от модели простой оцифровки лекций и предпочел заложить основу для реализации творческих подходов к созданию образовательного контента».
Так, на базе профильного подразделения — Центра развития электронных образовательных ресурсов — происходит творческий обмен навыками и идеями между преподавателями, студентами и профильными специалистами, в результате которого создаются образовательные медиапродукты, вовлекающие слушателей в процесс непрерывного обучения.
Также работа по таким принципам позволяет раскрыть креативный потенциал авторов: побуждает их выйти за рамки привычной подачи материала, использовать новые подходы и инструменты, пересмотреть сам процесс передачи знаний обучающимся с помощью информационно-коммуникационных средств и по-новому проявить себя как эксперта.
Эффективность такого подхода подтверждается значительным числом внешних слушателей со всего мира, которое превышает 4 миллиона.
На секции, посвященной педагогическому дизайну, Мария Бурлова представила доклад «Сторителлинг как основа сценария языкового онлайн-курса и инструмент для развития коммуникативно-речевых навыков», в котором рассказала о подходах, внедряемых Центром развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ в теорию и практику преподавания иностранных языков.
Языковые курсы — одна из «визитных карточек» СПбГУ. На данный момент Университетом реализуются онлайн-курсы по английскому, китайскому, корейскому, японскому, арабскому, испанскому, венгерскому, хинди, турецкому и персидскому языкам — всего более 40 курсов. Курсы СПбГУ по иностранным языкам не раз занимали высокие позиции в международных рейтингах. Так, «Japanese for Beginners» вошел в топ-100 самых популярных онлайн-курсов мира по версии портала Class Central в 2020 году.
Свое выступление Мария начала с определения понятия сторителлинга, целей и преимуществ такого формата. Отметила, что дидактический сторителлинг, то есть искусство рассказывать истории в обучающих целях, — это мощный инструмент проектирования привлекательного, увлекательного и релевантного образовательного опыта. Игровой метод, сочетающий в себе познавательное действие и эффект развлечения, помогает превратить абстрактную новую информацию в конкретное знание, увеличить эффективность ее понимания и запоминания за счет ярких эмоций и наглядности, вовлечь слушателя и поддержать его мотивацию на протяжении всего образовательного процесса.
В докладе был подробно раскрыт метод выстраивания сторителлинга с использованием четырех основных элементов — героя, конфликта, сюжета и трансформации — и наглядно продемонстрировано применение метода на примерах из языковых онлайн-курсов СПбГУ. Затем была разобрана тема сторителлинга как связующего звена между основными элементами структуры языкового курса — фонетикой, грамматикой, письмом и говорением, рассмотрены сложности, возникающие при проектировании и реализации курсов, и предложен оптимальный алгоритм работы над историей курса.
В завершающей части Мария подняла вопрос развития навыков устной речи при изучении языка в формате МООК, предложила варианты решения проблемы с помощью приемов сторителлинга и подчеркнула, что сторителлинг может применяться для развития всех компетенций, предусматриваемых языковыми курсами.
Чтобы предоставить возможность подробнее разобраться в принципах креативной индустрии и теме сторителлинга в языковых курсах не только участникам конференции, но и каждому желающему, материалы докладов спикеров Центра будут опубликованы в формате статей на нашем сайте. Следите за обновлениями!