Сегодня, 14 января, состоялся круглый стол Ассоциации ведущих университетов на тему «Проведение аттестации с использованием электронного контроля (прокторинга)». В мероприятии приняли участие представители Министерства науки и высшего образования, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также ведущих вузов России и Казахстана.
Первым выступил ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев. Он поприветствовал участников и обозначил векторы сегодняшней встречи.
После этого слово перешло заместителю директора Департамента цифрового развития Минобрнауки России Шаньгиной Наталье Леонидовне. Она отметила значимость и актуальность темы Круглого стола для вузов, а также заинтересованность в необходимости регулирования данной сферы со стороны Министерства, где в настоящее время разрабатываются предложения в проект постановления Правительства РФ, регулирующий сферу электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Кочетова Светлана Михайловна в своей речи акцентировала внимание на том, что при регулировании данной сферы необходимо защищать как интересы студентов, так и интересы образовательных организаций.
Далее директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Старостенко Владимир Андреевич представил доклад «Прокторинг как средство повышения объективности оценки в дистанционном обучении». В СПбГУ для организации процесса прохождения аттестационных испытаний используется система асинхронного прокторинга: во время самого тестирования контроль ведется с помощью машинных алгоритмов и искусственного интеллекта, а затем проверка осуществляется наблюдателями — прокторами.
В своем выступлении Владимир Андреевич поднял одни из самых острых вопросов, с которыми сталкиваются многие вузы при внедрении онлайн-курсов в образовательный процесс: обеспечение академической честности во время прохождения тестирования, регламентация порядка проведения аттестационного испытания с прокторингом, разглашение студентами контрольных заданий, сохранность персональных данных, технические сбои, а также психологические и этические сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся.
В связи с этим было предложено сформировать рабочую группу экспертов в рамках Ассоциации ведущих университетов, которая, основываясь на разнообразных практиках, применяемых вузами, сможет подготовить предложения по созданию единого стандарта правил прохождения аттестации с прокторингом, не допускающего вольного толкования указанных в нем требований, чтобы впоследствии утвердить данный стандарт на федеральном уровне.
Также было предложено учесть международный опыт и создать в России профессиональное объединение, которое будет продвигать и популяризировать принципы академической честности среди студентов и преподавателей.
Участники Круглого стола поддержали данные идеи, но также отметили, что система правил прокторинга все-таки должна быть гибкой и иметь возможность регулироваться.
Сергей Геннадьевич Пен, председатель Общего собрания «Лиги академической честности» (Казахстан), выступил с докладом «Организационные и регуляторные меры обеспечения академической честности» и рассказал о создании и принципах функционирования лиги. Спикеры из других вузов поделились опытом использования системы прокторинга — не только при проведении тестирований по онлайн-курсам, но также во время олимпиад, вступительных испытаний и других подобных мероприятий. Участники обсудили достоинства и недостатки разных видов прокторинга (синхронного и асинхронного), необходимость повышения качества оценочных материалов, технические проблемы, возникающие по различным причинам, и озвучили, что СПбГУ совместно с «Экзамус» ведется работа по созданию программы для подготовки прокторов.
В завершение встречи первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Юрьевна Лаврикова подвела итоги. Она призвала объединиться вокруг методологии академической честности, а также обязательно обсуждать различные возникающие проблемы и делиться опытом между вузами, чтобы видеть общую картину и приходить к совместным решениям.