8 октября завершился VIII Московский международный салон образования, в котором принял участие Санкт-Петербургский государственный университет, в том числе и Центр развития электронных образовательных ресурсов.
В этом году мероприятия ММСО прошли в смешанном формате: 7000 человек посетили Салон очно, а 78 000 приняли участие в онлайн-режиме — всего более 85 000 участников из 65 стран и 605 городов России.
СПбГУ представил в программе ММСО разнообразные лекции, мастер-классы и презентации, посвященные знакомству с Университетом и подготовке будущих абитуриентов к поступлению. Помимо этого, в рамках деловой программы Салона от СПбГУ выступили руководители Центра с двумя докладами.
Владимир Старостенко, директор ЦРЭОР, представил доклад «Онлайн-курсы как модель экспорта российского образования», в котором был поднят вопрос повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке посредством онлайн-обучения.
СПбГУ сделал ставку на массовые открытые онлайн-курсы (МООК) еще до пандемии, начав развивать это направление уже с 2017 года, и на данный момент стал лидером в этой области, заняв достойное место среди топовых университетов мира. Так, на крупнейшей международной образовательной платформе Coursera Университет является лидером по количеству курсов в Европе и входит в ТОП-5 вузов мира, а количество наших слушателей на платформе превысило 850 000 человек, причем более 60 % из них — иностранцы. Также СПбГУ стал первым и остается единственным российским вузом, разместившим курсы на крупнейшей китайской образовательной платформе «XuetangX» и является одним из соучредителей Всемирного союза МООК, представляя Россию на мировом уровне.
Владимир отметил, что одним из перспективных направлений экспорта образования представляются онлайн-курсы по русскому языку как иностранному, а также по истории, литературе и культуре России, поэтому СПбГУ уже успешно реализует и планирует в скором времени запуск новых онлайн-курсов по этим направлениям.
«Развитие виртуальной академической мобильности — один из трендов новой реальности, поскольку это позволяет получить образование “за границей”, не покидая пределы своей страны; оно не требует дополнительной инфраструктуры для приема иностранных граждан, но обязывает к развитию продуктов и сервисов в онлайн-формате».
Анастасия Ковальчук, заместитель директора и продюсер ЦРЭОР, выступила с докладом «Внедрение онлайн-курсов как метод цифровой трансформации высшего образования. Новая реальность: ожидания vs действительность», где рассказала об опыте трансформации Университета и поддержке региональных вузов во время пандемии, а также о том, что изменилось в понимании цифровой трансформации за последний год.
Среди основных векторов развития образования в нынешних условиях Анастасия выделила использование смешанного обучения, когда онлайн-занятия сочетаются с живым общением, построение адаптивной системы, где на основе анализа активности и результатов обучения можно создавать индивидуальные траектории для каждого, а также развитие образовательной мобильности и возникновение коллабораций университетов.
«Трансформация уже произошла. Это факт. И мы с вами, находясь в новых реалиях, обмениваясь опытом, который каждый из нас приобрел, сможем совместно противостоять новым вызовам».