Онлайн-курс СПбГУ «Безопасность жизнедеятельности» был запущен в 2018 году и достаточно быстро приобрел популярность не только в Университете, поскольку он включен в образовательные программы, но и за его пределами.
Курс прошли более 28 000 обучающихся.
Кроме того, курс востребован у вузов-партнеров, таких как ДВФУ, ЮФУ, УРФУ, РГГУ и других.
О предмете «Безопасность жизнедеятельности» и о процессе создания онлайн-курса мы побеседовали с его авторами — Еленой Александровной Харитоновой, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры основ медицинских и специальных знаний, и Игорем Владимировичем Свитневым, руководителем авторского коллектива курса, доцентом, кандидатом военных наук, заведующим кафедрой основ медицинских и специальных знаний.
— «Безопасность жизнедеятельности» — действительно важная и необходимая каждому дисциплина, она входит в программу всех факультетов и специальностей высших учебных заведений на протяжении многих лет. Как вы считаете, изменился ли подход к предмету за последние годы?
Елена Александровна: Подход к предмету безусловно изменился за последнее время. Увеличение частоты различных чрезвычайных ситуаций, возникновение новых военных конфликтов, появление новых заболеваний, ускорение ритма жизни в целом заставляет пересмотреть свои жизненные установки и внести в базовые «опции» заботу о собственной безопасности. Несомненно, в последние годы эпидемия коронавирусной инфекции изрядно пошатнула наше ощущение безопасности и, можно сказать, «добавила перцу», обострила наше желание обезопасить себя, мотивировала на поиск знаний в этой области, на обучение дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
— Сейчас многие дисциплины переходят в онлайн-формат. В чем, по вашему мнению, преимущества и недостатки онлайн-обучения по данному предмету?
Е. А.: Как и в любом деле, здесь есть свои плюсы и минусы. Безусловный плюс онлайн-формата — это свобода обучающегося в выборе скорости, темпа обучения, места обучения, это личностно-ориентированный формат, где каждый обучающийся может изучать материал столько раз, сколько ему потребуется, имеет возможность пересмотреть лекции много раз. Кроме этого, такое обучение помогает студентам, не имеющим возможности очно присутствовать на занятиях по причине болезни или временного пребывания в другом городе или в другой стране, не выключаться из образовательного процесса. И это тоже огромный плюс.
Из недостатков можно отметить отсутствие живого контакта с обучающимися, невозможность качественно определить степень усвоения материала, невозможность придать эмоциональной окраски занятию, как при живом общении. Также, надо сказать, такое самостоятельное обучение требует некоторой самодисциплины и самоорганизации от слушателя. К сожалению, как мы видим на практике, не все обучающиеся обладают этим навыком в достаточном количестве.
— Многим кажется, что все ужасы, которые описываются на занятиях по БЖД, обойдут их стороной. Как заинтересовать слушателей темой собственной безопасности? Как сделать так, чтобы информация, полученная во время занятий, усваивалась и запоминалась студентами?
Е. А.: Да, к сожалению, порой отношение к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» несерьезное. Как мне кажется, заинтересовать слушателей можно реальными примерами, поэтому во время занятий мы постоянно подкрепляем изложенные факты различными ситуациями из жизни, из личного опыта, из опыта других людей. Нередко мы слышим и обратный отклик, когда на основании полученных знаний удалось, например, правильно помочь подавившемуся человеку или не запаниковать, увидев, как человек падает в обморок. В такие моменты мы понимаем, что наш курс полезен, и обучение прошло не зря.
Игорь Владимирович: Да, весь курс пронизан личным опытом. Все видеосюжеты и фотографии, включенные в курс, — это ассоциации опыта авторов курса — врачей и инженеров. Например, вопросы, связанные с темами техногенных ЧС, подкреплены личным опытом патрульно-постовой службы, при действиях в зоне аварии на ЧАЭС, спасении людей на пожарах (примеры Дворяшина Д. М.), производственным опытом нарушения правил и мер безопасности на производстве.
Примеры из опыта Елены Харитоновой просты и емки. Почти на каждом уроке по ОБЖ в Академической Гимназии или на практике в Симуляционном центре СПбГУ я лично был свидетелем того, как Елена Александровна оказывала первую помощь обучающимся то при обмороке, то при пищевом отравлении.
Е. А.: Кроме того, в своем курсе мы часто приводим различные исторические факты, опыт людей прошлых поколений. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что готовиться к непредвиденным ситуациям и создавать безопасные условия для себя и окружающих необходимо заранее. В критической ситуации сложно что-то придумать, если заранее не подготовился. По сути, наши действия при чрезвычайных ситуациях должны быть похожи на хорошо сыгранный спектакль, где почти нет места рискованной и порой неоправданной импровизации. И мы должны заранее написать сценарий этого спектакля, основываясь на накопленном опыте прошлых катастроф и опасностей, отрепетировать, чтобы в нужный момент блестяще выступить.
Чтобы информация, полученная во время занятий, запоминалась, необходимо излагать ее в простой и доступной форме. В результате занятия у обучающего должен сложиться четкий и простой алгоритм действий, который легко запомнить и применить в критической ситуации.
— Существует ли необходимость актуализировать информацию и материалы, которые входят в программу курса?
Е. А.: Да, конечно, существует. Постоянно появляется новая информация, принимаются новые законодательные акты, вводятся новые нормы и правила, новые образовательные стандарты. Это все требует периодической корректировки и курса «БЖД». В этом году мы проделали значительную работу по обновлению курса: добавили новые разделы по оценке обстановки при ЧС, по правилам оказания первой помощи. Также мы добавили уникальный для подобных онлайн-курсов блок с практическими навыками оказания первой помощи.
И. В.: С появлением в онлайн-курсе «Безопасность жизнедеятельности» расширенного модуля о первой помощи с практическим разделом заинтересованность слушателей заметно выросла. А на новом самостоятельном онлайн-курсе «Первая помощь», автором которого выступила Елена Александровна, с момента запуска в сентябре 2021 года — уже более 3500 обучающихся. А ведь этот курс не является обязательным.
Е. А.: На данный момент курс «БЖД» полностью соответствует последним требованиям ФГОС. Хотя настанет время, когда курс потребует «капитальной реновации», и мы к этому готовы.
— Расскажите про процесс создания онлайн-курса. Это был ваш первый подобный опыт? В чем были трудности?
И. В.: Да, это был первый опыт. У меня, как у руководителя коллектива и соавтора идеи, трудностей не было. Было чувство нового дела, свежести подходов и благодарности коллективу ЦРЭОР под руководством Старостенко В. А.
Е. А.: Да, курс «Безопасности жизнедеятельности» был и моим первым опытом в работе над онлайн-курсами. Могу сказать, что это была непростая, но очень интересная работа. Она очень отличается от обычной рутинной работы преподавателя. Причем отличается все: от подготовки материалов для видеолекций до самого процесса съемок. Самым трудным моментом для меня были съемки. Хотелось эмоционально и мотивирующе рассказать лекцию, а это довольно сложно сделать в пустой студии без отклика слушающих. Но я очень благодарна за такой интересный опыт.
В этом году мне удалось выпустить еще один онлайн-курс — «Первая помощь». Он отлично дополняет наш курс «Безопасность жизнедеятельности» и особенно понравится тем, кто хочет углубить свои знания в оказании первой помощи. Это уже мой авторский курс, где я выступаю автором идеи и подачи материала. Благодаря накопленному опыту предыдущих съемок, этот курс получился на все 100 от задуманного. Я очень благодарна директору ЦРЭОР Старостенко В. А. за доверие и предоставленную возможность создать этот курс. Также не могу не отметить огромную поддержку всех сотрудников Центра, которые сопровождали нас на всем пути создания курса и практически в круглосуточном режиме помогали в воплощении самых смелых идей. Они огромные профессионалы своего дела.
— Ваш курс стал одним из самых востребованных у вузов-партнеров. Как вы считаете, в чем причина такой востребованности? В чем главные преимущества и отличия вашего курса от других?
И. В.: Преимущества курса — в учебном материале, созданном командой профессионалов, лучших в своих предметных областях педагогов, а также в талантливом подходе съемочной группы, редакторов и монтажеров. Также немаловажной составляющей успеха курса является его междисциплинарная основа и постоянное обновление программы в соответствии с изменениями в ФГОС.
В общем тренде усилий по обновлению, совершенствованию и модернизации образовательного потенциала в сфере «Безопасности жизнедеятельности» находились и учебно-методические разработки кафедры «Основ медицинских и специальных знаний» медицинского факультета СПбГУ, где в 2005–2015 гг. были заложены основы, а в 2018 году в полном объеме был внедрен в учебный процесс многоуровневый единый университетский учебно-методический комплекс непрерывного образования в сфере «Безопасности жизнедеятельности». Кроме своего основного образовательного предназначения отдельные составляющие УМК НО БЖД могут в полном объеме быть использованы при подготовке формирований и служб ГОЧС различных учреждений и организаций, а также служить методической и справочной основой по выявлению и оценке обстановки в зонах ЧС мирного и военного времени. Это и отличает наш курс от других.
Е. А.: Очень приятно, что наш курс стал таким востребованным. Я считаю, это обусловлено великолепным коллективом авторов, которые являются большими профессионалами своего дела и опытными преподавателями. Именно благодаря их опыту и знаниям, мы смогли подготовить курс, идущий в ногу со временем. Кроме того, в нашем курсе есть уникальный блок практических навыков, благодаря которому курс соответствует последнему образовательному стандарту и позволяет приобрести все компетенции в нем предусмотренные. Востребованность данного курса обусловлена еще и доверием других вузов Санкт-Петербургскому государственному университету, одному из ведущих вузов нашей страны. Сам факт создания курса в СПбГУ говорит о высоком качестве этого образовательного продукта.