Оптическая наука и визуальные искусства: Новое время и современность
Этот курс можно пройти в составе специализации «Взаимодействие науки с искусствами и технологиями».
Данный онлайн-курс является заключительной частью цикла курсов СПбГУ, посвященного рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применения в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. Четвертая часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями в Новейшее время и в наши дни.
О курсе
Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В видеолекциях в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли Нового времени и наших дней. Слушатели познакомятся с физикой и, в частности, с оптикой, в современном их понимании, узнают, о чем Гёте заочно спорил с Ньютоном, какой вклад в науку внес М. В. Ломоносов, как наука пришла к верному выводу о корпускулярно-волновом дуализме света, как появление фотографии повлияло на искусство, как работает кино и какой след Сальвадор Дали оставил не только в искусстве, но и в науке.
Программа курса
Модуль 1. Свет и цвет в эпоху Просвещения
Урок 1. Оптика сэра Исаака Ньютона
- Ньютон и его «Оптика». Корпускулы или волны?
- Цветовые системы от Ньютона до Юнга
- Дисперсия света и проблема хроматизма
Урок 2. Просвещение и борьба за образы
- «Обрамляющее чудо» XVIII века
- «Махины для создания перспектив»
Урок 3. Михаил Ломоносов: «Науки юношей питают»
- О пользе стекла
- Практическая оптика Михаила Ломоносова
- Прыжок во времени: сколько же цветов в радуге?
Модуль 2. XIX век: новая оптика и новые искусства
Урок 4. Триумф волновой теории
- Гёте против Ньютона
- Волны и спектры
- И снова о цветоощущении
- Рудольф Арнхейм: психология цветовосприятия
Урок 5. Фотография vs Живопись
- Синтез оптики и фотохимии
- Между технологией и искусством
- Приближаясь к виртуальной реальности
Урок 6. Кинематограф: синтез оптики и механики
- Предтечи синематографа
- Рождение Великого немого
- В главной роли — Петербург
- Цвет в современном кинематографе
Модуль 3. От оптики к фотонике
Урок 1. Новые источники света. Цвета и спектры
- Лазеры и светодиоды
- Свет для музея: естественный и искусственный
- Цвет в кинематографе
- От фотолитографии к палитре Энди Уорхола
Урок 2. Время визуализации: художественной и когнитивной
- От телевидения к виртуальной реальности
- Стереовидение: на пути к 3D
- Аналоговая голография: оптоклоны
- Цифровая голография: от статики к динамике
Урок 3. Сальвадор Дали: искусство и наука
- Сальвадор Дали и наука
- Сальвадор Дали и оптика
- Голограммы Дали
Урок 4. Оптические технологии на службе искусства
- Изучение произведений искусства
- Реставрация произведений искусства
- SciArt — современное наукоемкое искусство
Финал. Тренируйте мозолистое тело!
По завершении этой программы учащиеся будут:
Знать:
・ключевые события, касающиеся истории оптики Нового и Новейшего времени;
・ключевые научные концепции оптики Нового и Новейшего времени, а также эволюционный путь этих концепций;
・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.
Владеть:
・навыками работы с художественными и иными текстами;
・навыками историко-философского анализа;
・сведениями по истории науки и искусства периодов Нового и Новейшего времени.
Уметь:
・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;
・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;
・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта.
Все курсы цикла
-
Сергей Константинович Стафеев
Доктор технических наук, профессор Института когнитивных исследований СПбГУ