LegalTech — это современная концепция внедрения информационных технологий в юридическую деятельность для оптимизации и автоматизации потока работы.
Программа СПбГУ «LegalTech» — это три онлайн-курса, которые помогут юристам, IT-специалистам и всем желающим разобраться в особенностях концепции.
Автор программы — старший преподаватель кафедры технологии программирования, заместитель директора Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ Сергей Юрьевич Севрюков — рассказал нам о развитии LegalTech в России и поделился подробностями об онлайн-курсах.
Расскажите, пожалуйста, немного о себе, о своем профессиональном пути.
Со студентами я люблю начинать знакомство с того, что я родился напротив университета (ЛГУ (СПбГУ) — прим. редактора), в Институте имени Отта, потом, в 96-м году, поступил в университет, окончил его и вот по сей день я в университете. Такой сплошь и рядом университетский человек.
Отучился я на прикладной математике, потом стал преподавать — в основном информационные технологии. Но ближе к середине нулевых внутри университета возник спрос на IT-компетенции. И после большой поездки в Стэнфорд от университета я познакомился с коллегами с юридического факультета, которые отвечали за ИТ-задачи. Мы нашли точки взаимодействия, и с 2008 года я присоединился к ним. Оттуда началась моя административная карьера: участвовал в разработке и внедрении ряда информационных систем и сервисов, совместно с коллегами помог в “переходе” в цифру, чем продолжаю заниматься и по сей день. Однако в последнее время я вновь больше занимаюсь образовательными проектами, что меня, в общем-то, радует.
И оттуда же появился интерес к технологиям для юридической сферы?
Да, юрфак и общение с юристами сыграли еще одну важную роль в моей жизни. С 2010-го года я вел там дисциплину для всех обучающихся: она была посвящена информационным технологиям — но через призму юридической деятельности. Я стремился показать, что информационные технологии для юристов — не то же самое, что для обычных пользователей. Это средство деления на тех, кто сможет выйти на новый уровень, а кто нет. Ведь юрист, работая с большим объемом информации, получает преимущество, если использует информационные технологии. Это преимущество как раз и есть некий принцип деления.
Так постепенно появилось отдельное направление как внутри лекций, так и во взаимодействии с юристами, которое одновременно стало набирать популярность во всем мире. Приставка «тех» все чаще стала звучать в самых разных областях: биотех, финтех… И LegalTech тоже стал занимать свое место.
А дальше спрос на эти знания, на такую точку зрения стал появляться у больших отечественных корпораций. И у них был примерно такой же взгляд — надо бы понять, каким образом выжить при таком активном развитии информационных технологий и росте объема информации. И как нужно изменить сознание и даже точку зрения или, наоборот, точку зрения и даже сознание уже работающих юристов, чтобы они не стеснялись информационных технологий, чтобы они видели в них потенциал? А, может быть, даже попытались занять какую-то предпринимательскую роль, то есть стать драйвером развития информационных технологий в юридической деятельности внутри компании.
И вот, лет 6 назад на юридический факультет пришли коллеги из «Газпромнефть», «МегаФон», а позже и из других компаний, которые заинтересовались этой междисциплинарностью. И мы для них подготовили дополнительную образовательную программу в формате семинара, где я, совместно с коллегой с юридического факультета, рассказывал о LegalTech. Нам было удобно работать вместе: я рассказывал про информационные технологии, а она подхватывала, когда нужно было уточнить юридические моменты или предложить взгляд на эти же темы, но глазами юриста.
А позже коллегии из Центра развития развития электронных образовательных ресурсов предложили масштабировать этот семинар до образовательной онлайн-программы «LegalTech». И мы с радостью согласились, хотя знали, что впереди нас ждет большая работа.
Прежде чем мы перейдем к самой программе, не могли бы вы немного подробнее рассказать о концепции? Возможно, привести конкретные примеры инструментов LegalTech и рассказать, какие задачи они решают?
На курсах программы я детально все рассказываю, рассматриваю конкретные продукты и их особенности. А сейчас остановлюсь на некоторых категориях.
Например, существует такая категория инструментов, как конструкторы документов, которые, несмотря на такое, казалось бы, простое название, превращаются в целые платформы. Они позволяют, например, автоматизировать создание документов на основе корпоративных данных о клиентах, о взаимоотношениях с ними.
Ещё одна интересная категория инструментов — это те инструменты, которые используют возможности искусственного интеллекта. Например, чтобы проверить документы на наличие отклонений от законодательства, на соблюдение определенных условий.
И еще один хороший пример инструментов — инструменты, которые помогают адвокатам, юристам вести судебные дела. Здесь тоже существует проблема, связанная с документами. И риски максимизированы, потому что речь идет уже о проигрыше судебного спора, который может финансово выражаться в больших суммах.
То есть в основном это инструменты для работы с документами?
Да, работа с документами — центральная головная боль юристов. Их количество, рутина и человеческий фактор, когда человек элементарно устает, приводят к тому, что ошибки в документах превращаются в правовые риски. А стоимость этих рисков может быть очень высока. Поэтому возникает спрос на различные инструменты, которые позволяют работу с документами упростить.
Но если мы берем, например, масштаб компании, которая ведет не одно, а десятки, сотни дел самого разного уровня, то, конечно, для них важно еще и управлять всем этим множеством задач. И тут возникает еще один класс инструментов — это инструменты, предназначенные для управления юридическим офисом, коллективом юристов разного профиля, чтобы распределять их знания и силы по тем или иным активностям.
Но стоит сказать еще и о нашем государстве. Оно в этом направлении тоже сильно развивается и предоставляет различные электронные сервисы, предназначенные как раз для упрощения взаимодействия, например, с той же судебной системой. У нас свой, российский опыт. Его, наверное, уместно сравнить, например, с опытом наших коллег из Китая, которые в каком-то смысле находятся на передовой. Они достаточно далеко зашли в автоматизации судебной системы — вплоть до того, что существуют обязательства судей присматриваться к мнению искусственного интеллекта, которое формируется на основе изучения деталей того или иного инцидента или дела.
В России мы пока не делегируем это машине. Это вообще достаточно сложный вопрос не только с точки зрения проработки, скажем, нормативной базы, но и с точки зрения некоторых этических, гуманитарных вопросов. Тем не менее там, где возникает какая-то безболезненная часть — например, тот самый документооборот, какое-то планирование, цифровизация каких-то следов, возникающих в рамках либо нарушений, либо инцидентов, либо судебного разбирательства, — здесь государство формирует пул инструментов. Например, мы, граждане, знаем это с позиции пользователя портала Госуслуг, на котором для нас существует множество инструментов, включая те, которые позволяют нам взаимодействовать с различными компонентами правовой системы.
А что вы можете сказать о концепции LegalTech в России в общем? О ее развитии и потенциале?
Это мы тоже обсуждаем в программе. Во втором курсе я использовал формат дискуссий, к которым привлек коллег. Один из них — Виктор Борисович Наумов, настоящий эксперт не только в LegalTech, но и в вопросах юридической экспертизы в области информационных технологий. Его точка зрения всегда интересна тем, что он смотрит во времени, то есть пытается связать прошлое, настоящее и будущее.
И вот в дискуссии с ним мы как раз задаемся вопросом: а что у нас в России? Как измерить LegalTech в России с точки зрения некой идеологии, некоего вида деятельности, а не просто технологии? И Виктор Борисович отмечает, что у нас есть своя специфика правовой системы. И, с одной стороны, мы догоняем, а с другой — тут я дополню Виктора Борисовича, — мы имеем преимущество второго.
Что такое преимущество второго? Когда ты что-то открываешь первый, то берешь на себя все шишки и сложности. Да, ты всегда останешься первым в этой области, но это не значит, что там не появится второй. И этот второй, в отличие от первого, третьего и дальше, получает огромное преимущество. Он уже знает, как входить, — на опыте первого, — делает это быстро и при этом отъедает кусочек рынка и кусочек компетенции. Все последующие уже не могут занять вот это второе место. И Россия оказалась, с точки зрения не только LegalTech, но и других «техов» хорошим вторым.
Значит, развитие во всех этих сферах идет примерно равномерно?
По финтеху мы чуть ли не впереди планеты всей. Электронные платежи, QR-коды, несколько платежных систем — это с точки зрения клиента, а с точки зрения бизнеса — разные банковские инструменты, которые помогают упростить их деятельность. Тут мы лидируем.
А что с лигалтехом? Может ли он остаться за бортом, если мы видим такое бурное развитие в финтехе? Нет, не может. Ведь если мы цифровизируем бизнес, цифровизируем отношения между бизнесом и клиентом в финансовой плоскости — а это, безусловно, огромное удобство, — то тяжелой ношей становятся юридические бумаги, которые по закону никак не исключить. Мы должны заключить договор, мы должны составить определенные акты, мы должны подтвердить свое право или высказать намерение на получение права.
То есть финансовые инструменты продвинулись у нас сильно вперед, и отсюда в России возникает естественный спрос на LegalTech. Иначе телега идет вперед лошади. Но спрос у нас в стране особенный, с нашим отечественным ядром. Мы наблюдаем, что иностранные LegalTech-решения не так легко приземляются у нас в России. В нашей юрисдикции есть особенности, которые иностранные инструменты не учитывают.
Еще одним драйвером развития LegalTech является предпринимательство, то есть стартап-движение, попытка и молодых, и зрелых компаний выпустить что-то инновационно новое. Поэтому мы сейчас можем с уверенностью утверждать, что в России происходит хорошее, пускай еще не большое по сравнению с другими странами, но уже достаточно здоровое движение.
В программу «LegalTech» вошли три онлайн-курса — междисциплинарных, как и сама концепция. Есть ли в них деление по специальностям: этот курс — для юристов, этот — для айтишников, а этот — для стартаперов? Стоит ли смотреть их отдельно? Или это полностью комплексная история?
Вся специализация — это некая система, которая раскладывает все по полочкам, выстраивает некую систему мышления, проводит линию от юридической деятельности, сквозь ИТ-деятельность — к предпринимательской деятельности.
И с методической точки зрения, как преподаватель, я считаю, что все 3 курса необходимо проходить независимо от того, в какой роли вы находитесь, даже если вы уже имеете знания, которые так или иначе фигурируют в том или ином курсе, — чтобы систематизировать эти знания и быть готовым к завтрашнему дню. Допустим, если вы юрист, то завтра в вашей компании может появиться совершенно новое подразделение, которое занимается автоматизацией. И вы должны быть готовы стать не только заказчиком этих технологий, но и в каком-то смысле разработчиком. Это не обязательно связано с тем, что вы будете писать код, хотя в наших курсах мы и эти вещи затрагиваем, но это позволит вам правильно понимать то, что происходит в том цеху, где коллеги что-то разрабатывают.
Что касается стартапов, существует такое искаженное представление, что стартап — это всегда то, что рождается у энтузиастов в гараже и потом продается как продукт или услуга обычным клиентам или бизнесу. Но стартап-движения существуют и внутри компании. Компании заинтересованы, чтобы светлые идеи и предпринимательство от самих сотрудников приходило в какую-то форму. И существует так называемый инкубатор внутри компаний. Это тоже одна из потенциальных ролей. То есть неважно, вы айтишник или юрист. Вы вдруг можете найти себя в новой роли предпринимателя внутри нынешней компании, в которой вы работаете, либо пойти в какую-то другую компанию и там найти свое место в подобных окружениях.
Проходя все курсы, вы выстраиваете систему, которая вас готовит к завтрашнему дню, и вы сможете быстро перескакивать из одной роли в другую.
Но если вы уже этот путь прошли, то есть уже находитесь в завтрашнем дне, в таком случае, возможно, вам стоит остановиться на отдельно взятых курсах.
Расскажите, что ждет слушателей в каждом курсе?
Первый курс посвящен философии LegalTech. Он объясняет, почему LegalTech возникает, почему он такой, как мы сейчас наблюдаем, какую роль здесь играют информационные технологии — без сильного погружения в детали. Слушателю продвинутого уровня первый курс может пригодиться для самопроверки — чтобы убедиться, что вы ничего не потеряли из фокуса.
Во втором курсе мы постарались поговорить о проблемах. А проблема для специалиста, для профессионала и для предпринимателя — это очень важная точка, от которой он отталкивается. Идея — это хорошо, но идея чаще всего возникает как некое отражение от проблемы. И послушав не только о решениях, но и о проблемах, можно будет для себя найти какой-то недостающий компонент, который направит вас в нужном направлении.
Ну и, наконец, третий курс. Я часто общаюсь с юристами самого разного возраста, и хочу отметить, что интерес «покодить» существует не только среди молодых, но и у зрелых профессионалов. То есть они все время слышат, что существуют какие-то языки программирования, что-то программируют, но что это такое? Как это устроено, насколько это сложно, и какой эффект от того, что ты что-то написал? А юристы пишут много, то есть это их не смущает. Я постарался в третьем курсе, с одной стороны, рассмотреть сразу много инструментов, чтобы было видно, что информационные технологии — это не только языки программирования. Но с другой стороны, обязательно оставить кусочек для деятельности, где вы могли бы сами написать какой-то код либо использовать те образцы кода, которые предлагаются совместно с курсом, и, может быть, что-то изменить в этом коде и посмотреть, что из этого получится.
Здесь хотелось бы упомянуть еще один большой интересный класс продуктов — тех, что делаются для клиентов, для лиц, которые хотят получить какую-то юридическую услугу. Например, мы знаем, как устроен Uber, и существует даже уже устоявшийся термин «уберизация» — когда мы берем, допустим, юристов, берем тех, кому нужна юридическая услуга, и объединяем их на специальной платформе. Продуктов, которые формируют подобную синергию, становится все больше и больше. И если ваша цель — пойти в эту нишу, то, на мой взгляд, второй и третий курс могут обойтись без первого. Они являются очень хорошим подспорьем для того, чтобы, например, оставить строчку в резюме — что вы понимаете, что это такое, и можете работать в этом направлении. А может быть, даже начать свое дело.
Это был ваш первый опыт создания онлайн-курсов?
Мой первый подобный опыт — участие в разработке онлайн-курса «Введение в науку о данных». Это был один из первых онлайн-курсов, созданных в университете, и точно первый в том плане, что мы собрали команду из специалистов разного профиля и взялись за достаточно тяжелую вещь. Никто на рынке еще не делал такие курсы: это была серьезная попытка взять математику, программирование, инженерию, объединить это и рассказать, что такое наука о данных.
Но тогда я не работал на камеру, а больше был в роли продюсера. Хорошо зная своих коллег — математиков, программистов, айтишников, — я им помогал справиться с этим форматом, найти правильную методологию, методику подачи материала. Но если говорить об участии в полном цикле создания курсов, то да, «LegalTech» — первый.
Расскажите немного о процессе работы над программой. Были ли какие-то трудности?
Ввиду трансформации — ведь сначала это был семинар, который потом был преобразован, — у меня было хорошее подспорье. Но в процентном соотношении мне пришлось, наверное, 40 % взять из семинара, а 60 % — это новые знания или, скажем так, новая упаковка этих знаний. И вот это было сложно. На три курса ушло около года. Причем их нужно было разрабатывать именно как единую концепцию: предполагая, что ты будешь говорить в курсах в будущем, закладываешь какие-то тезисы под это сейчас. Или наоборот — ты сейчас что-то говоришь, и надо развить эту идею в следующих курсах.
Наверное, это было самое сложное. А вот насколько получилось — время покажет.
Тем более, что в скором будущем планируется открытие дополнительной образовательной программы в онлайн-формате.