9–10 ноября в Санкт-Петербурге проходит V Международный Муниципальный Форум стран БРИКС+. Мероприятие ориентировано на социально-экономическое развитие территорий и выстраивание многопрофильного сотрудничества со странами Латинской Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока и в этом году собрало более 7000 экспертов, представителей бизнеса и политики, в том числе 2000 иностранных представителей из более чем 200 городов мира.
В деловой программе Форума приняли участие эксперты СПбГУ. В рамках панельной сессии «Приоритет 2030. Новый взгляд на образование» Владислав Архипов — профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, директор Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ — рассказал об опыте университета в области цифровой трансформации образования.
В своем докладе он отметил, что СПбГУ достиг значительных результатов в этой области. Санкт-Петербургский государственный университет — лидер в сфере онлайн-образования, является соучредителем Национальной платформы «Открытое образование», где занимает первое место по количеству курсов и объему аудитории, входил в топ-5 вузов мира по количеству онлайн-курсов, размещенных на международной образовательной онлайн-платформе Coursera (до блокировки российского контента в марте 2022 года), стал единственным российским вузом — соучредителем Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов, а также первым российским вузом, заключившим соглашение с крупнейшей китайской национальной образовательной онлайн-платформой XuetangX.
На сегодняшний день СПбГУ разработано и реализуется более 450 образовательных онлайн-продуктов. Их общее число слушателей из России и других стран мира — более 4 миллионов человек. Также они активно используются как в собственном образовательном процессе (в 2022/2023 учебном году онлайн-курсы проходят более 90 % от общего числа студентов университета), так и в образовательном процессе других вузов РФ.
За много лет плодотворной работы университетом накоплено огромное количество данных, что позволяет говорить о том, что сейчас образование в СПбГУ формируется на основе науки о данных. Также университет развивает цифровой профиль студента, что представляет собой очень сложную задачу, в том числе и юридически, с точки зрения процессов и требований в области защиты персональных данных.
При этом Владислав Владимирович подчеркнул, что несмотря на активное внедрение и развитие цифровых технологий, СПбГУ не заменяет ими подлинную гуманитарную реальность и потребности современного образования.
«В центре образования находится именно человек, наделенный свободой и ответственностью. На наш взгляд развивать цифровые технологии необходимо, но они могут служить только подспорьем для формирования разносторонней личности и никогда не смогут полностью заменить непосредственное живое общение».
В качестве примера он привел новые вызовы, которые связаны с использованием генеративных нейросетей для подготовки студенческих работ:
«Лично я, как исследователь, убежден в том, что мы не должны давать возможность студентам заменять опыт личностного развития опытом управления нейросетями. Если студент использует нейросети для сдачи работ, но при этом не может сам повторить тот же результат, получается, что мы не достигаем цели образования. Ведь задача университетского образования заключается в формировании личности. А личность и субъект формируются за счет языка, речи — именно так говорят современные нейронауки и именно такой подход соответствует образу человека, который отвечает представлениям о традиционных духовно-нравственных ценностях».
В. В. Архипов — автор множества популярных онлайн-курсов СПбГУ.
- Индустрия компьютерных игр: ключевые правовые проблемы
- Информационная безопасность для каждого
- Большие данные с точки зрения права: введение в проблематику
- Правовое регулирование отношений в Интернете: российская перспектива
- Технологии распределенных реестров: правовое регулирование
- Теория права и государства
- Основы правоведения